управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Новости ресурсного центра ИЗО

История: первая школа рисования появилась в Екатеринбурге 280 лет назад

Школа знаменования (рисования) была открыта в Екатеринбурге 3 ноября 1735 года и стала первым учебным заведением на Урале, где обучали основам рисования и черчения.

По словам историков, один из отцов-основателей Екатеринбурга Василий Татищев считал знаменование и живопись наряду с поэзией, музыкой, танцами и вольтежированием полезными науками, однако все же подчеркивал особое значение предмета. В одном из научных трудов приводится цитата Татищева: «Знаменование же во всех ремеслах нужно».

В декабре 1734 года на заседании канцелярии Главного заводоуправления он озвучил идею выписать на Урал учителя знаменования. И уже в январе следующего года он лично попросил об этом Кабинет министров. Вместе с учителем Василий Никитич попросил прислать в Екатеринбург и архитектора, который был нужен активно строящемуся городу.

Исследователь А.М. Сафронова в своем научном труде отмечает, что Татищев планировал выписать из Германии трех учителей - знаменования, латинского и немецкого языков и математики. Таким образом, отец-основатель Екатеринбурга явно подбирал персонал для немецкой школы, в которой, по его планам, должны были обучаться дети офицеров, управляющих заводами и мастеров. Они должны были всесторонне развиваться, и именно поэтому в их образовательную программу Татищев добавил и рисование.

Однако в Петербурге решили иначе. Кабинет министров посчитал, что Екатеринбургу достаточно будет всего одного человека, который совместит должность архитектора и будет преподавать детям рисование. И 29 апреля Кабмин отправил в Академию наук повеление отправить на заводы архитектора, способного и для обучения детей.

Однако сама Академия наук, по данным историков, на тот момент располагала всего одним архитектором и не могла отправить его на Урал. Лишь в октябре из Гамбурга прибыл инженер Христофор Шварц, которого и было решено отправить в Екатеринбург, так как он смог представить специальной комиссии собственноручные чертежи, как свидетельство познаний в инженерной науке. Однако, как отмечают исследователи, по неизвестным причинам отправить его на Урал так и не удалось.

В результате, учитель знаменования в Екатеринбурге появился только в ноябре 1735 года. Им стал Мирон Аврамов, которому и поручили обучать детей. Занятия в школе начались 24 ноября, местные газеты того времени сообщали, что обучение начали 4 ученика. Корреспонденты уточняли, что их отобрали как наиболее способных к рисованию и живописи, а их возраст к моменту начала обучения составлял от 18 до 20 лет.

В следующем году в школу пришло еще четыре ученика, а в мае 1739 года в нее зачислили семерых учеников разом. Историки, исследовавшие аттестаты выпускников школы знаменования, пришли к выводу, что также в определенные часы они посещали арифметическую школу и параллельно с рисованием изучали математику.

Однако уральское начальство продолжало настаивать на том, чтобы российские власти прислали в Екатеринбург преподавателя из Петербурга. Но эти просьбы государственными властями так и не были услышаны, и на протяжении следующих 15 с лишним лет учителем знаменования оставался Мирон Аврамов.

Ежегодно для нужд школы уральские власти закупали карандаши, кисти и краски. В.Н. Татищев приказал закупить в Москве и Петербурге все материалы, которые невозможно было найти в Екатеринбурге. Иногда часть расходных материалов докупалась во время учебного года.

Занятия в школе прерывались лишь один раз - в 1745 году, когда в условиях нехватки людей Аврамова отправили лесным надзирателем на Сысертский завод. Однако уже через год занятия продолжились.

После скоропостижной смерти Мирона Аврамова в 1753 году обучать школьников поручили его лучшим ученикам - Ивану Морозову и Егору Южакову.

Школа знаменования просуществовала в Екатеринбурге более полувека. Однако в 1786 году, после издания Устава народных училищ, ее объединили со словесной, арифметической и немецкой, таким образом, создав единую горную школу Екатеринбурга.

Деятельность школы, по мнению ученых, сыграла большую роль в подготовке специалистов для горных заводов - маркшейдеров, геодезистов, чертежников. Помимо этого выпускники школы осваивали и новое для Урала мастерство - камнерезное дело. Более того, за короткий срок школа воспитала собственных рисовальщиков и живописцев, способных обучать молодежь. Подобные школы в России тех времен были весьма редким явлением, их было всего несколько в крупных городах. Навыки выпускников екатеринбургской школы были высоко оценены и в Петербурге - например, в 1757 году Кабинет императрицы Елизаветы Петровны запросил в столицу к камнерезному делу сразу несколько выпускников екатеринбургской школы знаменования для проведения работ высокого уровня сложности.

Текст подготовил Тимур Насибуллин (телефон +7 (343) 371-72-97), фото www.yandex.ru

Екатеринбург.рф

04.11.15 , просмотров: 706

⟰ наверх страницы