управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Новости ресурсного центра ИЗО

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

МЫ ЗАДАЕМ ВОПРОС РУКОВОДИТЕЛЯМ: «КТО К ВАМ ИДЕТ?»

По традиции, обращаясь к читателям накануне учебного года, директор департамента науки и образования Министерства культуры РФ Александра АРАКЕЛОВА говорит о позитивных сдвигах и болевых точках отраслевого образования

По состоянию на 2015 г. в стране было 5108 ДШИ – это основа системы, 275 училищ и 59 творческих вузов. Отраслевое образование продолжает занимать лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве, что подтверждают успехи наших студентов на международных и всероссийских состязаниях, увеличение конкурса при приеме в ссузы и вузы, неснижающийся спрос нерезидентов на российское художественное образование, возрастающее количество детей в ДШИ. Многие болевые вопросы с середины 2000-х и по 2011-й год – планомерно решаются. Полномочия Минкультуры РФ отражены в статье 83 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Разрабатывая и утверждая нормативные акты, министерство формирует государственную политику таким образом, чтобы отрасль культуры продолжала оставаться одной из самых эффективных, прежде всего, с социально-культурной точки зрения.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ДШИ

Делая запросы в региональные органы культуры и подведомственные учреждения, министерство определяет проблемные точки, чтобы их корректировать. Установлено, что за последние пять лет на 220 единиц уменьшилось количество ДШИ. Но связано это не с закрытием, а с объединением школ. Говорить, насколько это правильно, я не решаюсь, так как, во-первых, это решение учредителя, а во-вторых, не всегда «сверху» становится понятным целесообразность таких решений. Однако уверена, что оптимизационные процессы должны проходить без потери контингента детей, педагогических кадров и традиций, которые исторически складывались в той или иной школе.

Сокращение ДШИ как юридических лиц не привело к уменьшению контингента учащихся, наоборот, за пять лет их число возросло с 1 446 630 до 1 533 354 человек – то есть прогресс налицо. Популярностью пользуются отделения хореографии, ИЗО, дизайна, фольклорные, театральные, а также общеразвивающие программы. Отрадно, что увеличивается набор по хоровому пению, духовым и ударным инструментам, – это весьма важно.

Но приводят детей в ДШИ, к сожалению, не на все классические направления, особенно важные для развития трехступенчатой системы и дальнейшего трудоустройства в учреждениях культуры. Уменьшается контингент не только по некоторым отделениям, но и по классам инструментов. С 2012 г. на 4212 детей стало меньше обучающихся на народных инструментах, на 1202 уменьшилось струнников. Во всех ДШИ страны в 2015 г. в классе гобоя обучалось 850 детей, валторны – 785, фагота – 181. В Ивановской, Астраханской, Оренбургской областях таких учащихся минимальное количество. Это говорит о том, что через несколько лет в этих регионах в музучилищах может не быть таких студентов и наши консерватории впоследствии недополучат таких абитуриентов. Это проблемная точка.

Свидетельством востребованности отрасли в целом является сохранность контингента и поступление выпускников на профессиональные программы по профилю. В 2014 г. доля таких выпускников составила 11%, а в ряде регионов – 15% и выше (Республика Крым, Северная Осетия – Алания, Мордовия, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург; области – Белгородская, Владимирская, Свердловская, Смоленская, Тюменская, Челябинская, Ярославская). Напомню, что в 70–80-е годы ХХ века этот показатель составлял около 12%.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА 

Результаты мониторинга говорят о динамике и в укреплении материально-технической базы. В сравнении с 2014 г. в 2015-м количество зданий, занимаемых ДШИ, увеличилось на 120 единиц и составило 7158, притом число требующих капитального ремонта сократилось на 110 единиц, а находящихся в аварийном состоянии – на 17.

Весьма позитивна информация по объемам финансирования, которые в 2014 г. ДШИ смогли направить на те или иные нужды в пределах выделенных им со стороны учредителей средств. В прошлом году такой срез мы сделали впервые. В среднем по стране одна школа израсходовала: на приобретение оборудования в 2010 г. – 39,6 тыс. руб., в 2014-м – 83,9 тыс. руб.; на капитальный ремонт в 2010-м – 63,1 тыс. руб., в 2014-м – 161,2 тыс. руб.; на пополнение библиотечного фонда в 2010-м – 2,4 тыс. руб., тогда как в 2014-м – 7,4 тыс. руб. То есть по некоторым позициям расходы выросли в 2–2,5 раза. Это говорит о том, что мы приблизились к периоду, когда значимость ДШИ, их миссия признавались: подготовка кадров для отрасли, с одной стороны, и приобщение детей к искусству и формирование грамотной, заинтересованной публики, с другой.

Однако не теми, как хотелось бы, темпами идет обновление парка музыкальных инструментов, и все же в 2014-м доля инструментов, подлежащих списанию, уменьшилась на 4%, составив 47,3%, тогда как в 2013-м подлежало списанию более половины инструментов (51,8%).

Министерство и региональные органы культуры прилагают немало усилий, чтобы образование не только сохранить, но и развивать дальше. Здесь необходимо сделать акцент на том, что Минкультуры РФ несколько лет выделяет средства региональным органам культуры на закупку музыкальных инструментов для ДШИ (в 2013 г. – 99,4 млн руб. 31 субъекту, в 2014-м – 94,4 млн руб. 40 субъектам, в 2015-м – 76,7 млн руб. 38 субъектам), однако из региональных отчетов видно, что приобретаются не рояли, а доступные по ценам инструменты и не всегда крайне необходимые для решения стратегических задач. В ситуации, когда уменьшается прием детей, например, на отделениях струнных или духовых инструментов, в этих регионах при финансировании закупки музыкальных инструментов органы культуры должны делать соответствующий приоритет, так как этот выбор ложится на их плечи. 

Минкультуры РФ выделяет органам культуры субсидии на условиях конкурсного отбора и софинансирования со стороны субъектов, по правилам, которые согласованы с Минфином и Минэкономразвития и являются общими для всех отраслей. Мы были бы готовы увеличить субсидию на приобретение музыкальных инструментов тому или иному региону, однако отдельные субъекты либо вообще не подали заявку, либо заложили в свой бюджет по данной позиции слишком малый объем средств. Причины такой ситуации разные, прежде всего финансовые. В этом году мы также будем выделять на музыкальные инструменты средства и более плотно работать с министрами культуры, особенно по перечню инструментов. Но и руководители ДШИ должны быть ответственны за то, что ими закупается.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Средства на повышение зарплаты для преподавателей региональных и муниципальных учреждений, в том числе ДШИ, поступают, минуя Минкультуры РФ, непосредственно в субъект и там распределяются среди региональных ведомств. Поэтому проблема низкой заработной платы должна решаться также на региональном уровне, где формируется соответствующий бюджет.

По данным за 2015 г., в 23 субъектах уровень зарплаты преподавателей ДШИ значительно ниже, чем установлено утвержденной Правительством РФ дорожной картой. Это Марий Эл, Тыва, Алтайский, Забайкальский, Пермский края, Астраханская, Брянская, Вологодская, Волгоградская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Томская, Тюменская области и Чукотский автономный округ. В остальных регионах –чуть ниже установленного, а в ряде случаях – даже выше (Бурятия, Якутия, Коми, Камчатский край и др.).

ВОЗВРАТ ЛЬГОТНОЙ ПЕНСИИ 

Еще в 2009–2011 гг. были подготовлены проекты документов с финансово-экономическим обоснованием по назначению преподавателям ДШИ пенсии за выслугу лет.  На эти цели необходимо было свыше миллиарда рублей. И это в то время!

Прошло чуть больше года, как Минкультуры и Минобрнауки вернули преподавателям за ставку заработной платы 18 часов в неделю. Эта социально важная задача решалась около 20 лет. Почему так долго? Снижение ставки с 24 до 18 часов – вроде небольшое, но умножьте 6 часов на количество педагогов – у нас в стране их около 110 тысяч – на количество недель в году… А это бюджетные деньги! Каждый раз у нас спрашивали: сколько нужно для этого средств? Получалась большая сумма, но в итоге мы задачу решили – на уровне подзаконных актов, но за счет имеющихся средств. Поэтому учредители ДШИ изыскивают резервы и одновременно решают задачу по сохранению контингента обучающихся и, как следствие, численности преподавателей. Решать проблему с досрочной пенсией, безусловно, надо, и над этим будем работать, но не в условиях сложной финансово-экономической ситуации в стране.

АТТЕСТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Преподаватели ДШИ из некоторых регионов продолжают поднимать вопрос, почему они проходят аттестацию не в ведомственной комиссии, а в органе образования. Отмечу, что право на проведение аттестации педработников органами культуры на уровне подзаконных актов – дано (приказ Минобрнауки РФ № 2760 от 07.04.2014). Кому проводить аттестацию, решается внутри региона.

Мы объясняли руководителям органов культуры, что если есть полномочия у федеральных министерств, ту же схему можно применять и на уровне субъектов. Другое дело, насколько региональное ведомство может отстоять свои интересы и совместно с руководством региона решить вопрос о наделении его такими полномочиями (например, в Москве преподаватели ДШИ проходят аттестацию в отраслевой комиссии). Не думаю, что руководство субъекта будет против. Но есть регионы, где школ слишком мало и создавать отраслевую комиссию нецелесообразно, поэтому аттестацию проводит орган образования, а в состав комиссии входят профильные эксперты. Такое консолидированное решение органов образования и культуры тоже вполне объяснимо.

АТТЕСТАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Руководитель любой образовательной организации (будь то вуз, училище или школа) должен раз в пять лет проходить аттестацию или перед тем, как занять должность руководителя. Одно дело – комиссия по аттестации педработников, и совершенно иное – комиссия для руководителей, так как на них распространяются другие нормы законодательства. Проводит такую аттестацию учредитель, процедуру аттестации тоже утверждает учредитель. Например, руководитель подведомственного Минкультуры РФ вуза или училища приглашается на комиссию с перспективной программой развития образовательного учреждения, а если он уже занимал должность, то и с отчетом о проделанной работе.

Наших ректоров и директоров 48 вузов и 10 училищ мы приглашаем в Москву. На комиссии обсуждается программа развития учреждения и задаются аттестуемому вопросы. Основной – о качестве образования и качестве абитуриентов: руководители должны понимать заранее, кто к ним придет. Большое внимание уделяется профориентационной работе. Мы всегда говорим руководителям, чтобы вступительные требования не снижали – надо держать планку, сохраняя традиции по подготовке кадров. К сожалению, ректоры, например, театральных вузов, жалуются, что многие выпускники общеобразовательных школ плохо знают историю, литературу, нормы русского языка. Поэтому вузами организуются подготовительные курсы, проводятся мероприятия на базе общеобразовательных школ. Даже в трудовых договорах с нашими руководителями есть позиция о том, что вуз или училище должны проводить с общеобразовательными школами или ДШИ не менее двух мероприятий в квартал. Работа с предшествующими звеньями отраслевого образования должна быть постоянной, поскольку каждая из ступеней в отдельности не функциональна. Если такого не будет, хорошие абитуриенты не придут. Весьма актуальны вопросы и по качественному составу педагогических кадров – учредителю важно понимать, кто преподает в наших вузах и какие имеются достижения. На комиссии задаются вопросы и о финансово-хозяйственной, о творческой деятельности, о работе диссертационных советов, поскольку и творческая, и научная деятельность в равной степени значимы. 

ЧТО ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ

Наше образование уникально и остается востребованным, несмотря на проблемы, и это заслуга, в первую очередь, не чиновников, а руководителей образовательных учреждений и преподавателей. Если бы не их труд, родители не приводили бы своих детей в школы искусств, не наблюдался бы растущий конкурс среди абитуриентов. Я из семьи учителей и знаю, что профессия педагога заставляет человека не только вкладывать душу, но и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Поэтому в преддверии нового учебного года всем желаю профессиональной целеустремленности и душевной щедрости! 

Аракелова Александра 
2016-08-31

По материалам сайта всероссийской музыкально-информационной газеты

"Играем с начала". №8 (145) Август 2016

01.09.16 , просмотров: 463

⟰ наверх страницы