- Главная
- События
- Новости ресурсного центра ИЗО Работа над этюдом «Осенний натюрморт»
Новости ресурсного центра ИЗО
Работа над этюдом «Осенний натюрморт»
13 сентября 2019 года Архипова Татьяна Дмитриевна, преподаватель ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова, поделилась с участниками городского мастер-класса своим опытом работы над этюдом «Осенний натюрморт» в акварельной технике.
Мастер-класс проводился в рамках открытого комплексного методического мероприятия "Методические приемы и принципы работы над натюрмортом" по плану Городского ресурсного центра «Изобарительное искусство» в ДХШ № 2 имени Г.С. Мосина.
При постановке натюрморта Татьяна Дмитриевна опиралась на задания для 2 года обучения по предпрофессиональной программе «Живопись» (срок обучения - 5 лет). Для аудитории преподавателей школ искусств задание было уложнено и объединило в себе две темы - этюд ветки с плодами и этюд грибов.
Натюрморт был поставлен не из муляжей, а живых грибов и ветки с плодами, так как живая натура помогает акцентировать внимание учащихся на развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты, непосредственности восприятия, целостности понимания натуры и этюда.
Основная задача работы над этюдом – это глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, строения, колористических особенностей и освещения.
Мастер-класс Татьяна Дмитриевна разделить на два этапа – подготовительный и исполнительный.
Подготовительный этап включал визуальное изучение и анализ натуры, ознакомление с рекомендациями по подбору акварельной бумаги, поиск композиционного решения – создание зарисовок для уяснения компоновки, формата и размера этюда, условия и характер освещения, акцентировать внимание на наиболее характерных и интересных качествах натуры. К подготовительному этапу относится также выполнение рисунка под живопись.
Исполнительный этап работы над этюдом Татьяна Дмитриевна начала со стадии первой светлой лессировки света и светлых ультрамариновых «подкладок» собственных и падающих теней натюрморта. Данный способ позволяет на первом этапе определить тональные отношения больших масс света и тени, положения предметов в пространстве.
После просушки тепло-холодных цветовых «подкладок» Татьяна Дмитриевна начала работу над этюдом в цвете. На этой стадии в технике алла-прима прописала дальний план - фон и ветку без введение деталей и проработки. Намеченное в первой прописке живописно-пластическое решение этюда разработанное Татьяной Дмитриевной, она продолжает развивать в последующих прописках, лессировках.
Лежащие грибы на первом плане, Татьяна Дмитриевна написала используя лессировки двух типов – тонирующую и моделирующую, а также для передачи фактур использовала прием работы сухой кистью.
Строя цветовое решение этюда на больших отношениях, она исходила из известного в методике ведения живописного процесса принципа – от общего к частному и от частного к общему. Это значит, что, найдя и наметив отношения больших масс цвета, тона в этюде, Татьяна Дмитриевна должное внимание уделила и детализации изображения – выявлению объема, фактуры, характера деталей грибов.
На завершающей стадии работы над акварельным этюдом Татьяна Дмитриевна сделала последние мазки для детализации натуры и заливками обобщила и завершила работу.