СМИ о нас
Детская школа искусств: ТОП-формат
19 и 20 ноября 2018 года в Центре культуры «Урал» состоялась XI Всероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат». Административная команда Детской художественной школы № 1 имени П.П. Чистякова приняла активное участие, присоединившись к обсуждению основных направлений развития детских школ искусств.
В первый день XI Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Детская школа искусств: ТОП-формат», состоялся продуктивный диалог, в который включились около 200 представителей из 26 регионов Российской Федерации. Обсуждались актуальные вопросы в рамках четырех панельных дискуссий: «Миссия», «Продвижение», «Кадры», «Финансы».
Во второй день, для участников была организована работа в проблемных группах – локациях, посвященных основным болевым точкам на данный момент в сфере художественного образования.
Жизненно важный дизайн
Куратором секции «Зеркало для героя», или Как создавать визуальные коммуникации» выступил Евгений Юрьевич Фатеев, директор агентства StreetArt, сооснователь и организатор фестиваля уличного искусства «Стенограффия», член Общественной палаты Екатеринбурга.
Начнем с того, что без отвечающей современным требованиям айдентики мы не видим объекта. Такова реальность, которую следует принять.
В этой локации Евгений поделился своим видением развития дизайна и продемонстрировал удачные примеры разработки айдентики. Современный человек – это «хомовиденс» (человек смотрящий), у него не логоцентрическая, а визуальная ментальность. Именно поэтому сейчас так важно построить правильную визуальную коммуникацию. Один из способов – создание собственной айдентики в том числе и в сфере художественного образования. Айдентика – это идентификация, способ самоопределения и трансляции информации о себе вовне, она задает особость и формирует сигнал для «своих», это своеобразное искусство декларации своей отдельности. Айдентика формируется из визуальной составляющей бренда (графема, логотип, знак) и ценностной (миссия организации).
Визуальная композиция айдентики представляет собой слияние графического изображения и шрифтовой части, которая уже может наноситься на разные носители. И здесь всегда важно выбрать какой-то якорный и необычный носитель. Также важно, чтобы дизайнер предоставил инструкцию по работе с айдентикой и обозначил видение ее использования в будущем.
Главное, чтобы глаз горел
Работа локации «Пусть говорят», или Как формировать свой бренд» началась с презентации директора Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства при Департаменте культуры города Москвы Екатерины Андреевны Калачиковой «Модернизация творческого образования как системный проект».
Московский эксперт рассказала о программе Правительства города Москвы «Искусство – детям», в рамках которой уже в этом году отремонтированы 63 здания школ искусств, предоставлены помещения для 7 учреждений. До 2021 года будут отремонтированы еще 149 ДШИ и найдены помещения 20 учреждениям. Помимо этого, школы будут оснащены современной мебелью, инструментами и техникой для развития и внедрения инновационных систем обучения. Дирекция разработала единый фирменный стиль для бренда «Московские школы искусств», в котором оформлены здания ДШИ и их виртуальные образы в соцсетях. «Ваш фирменный стиль может быть не близок вам, – предупредила Екатерина Андреевна. – Важно, чтобы он был близок вашей аудитории. Для этого нужно определить эту аудиторию и ее вкус».
Системный проект модернизации включает также обновленную систему аттестации преподавателей, которая является не карательным инструментом, а инструментом развития и роста педагога. В частности, она предполагает такие форматы, как выкладывание видео с открытого урока на канале YouTube, мониторинг родительских отзывов в интернете, тестирование, включающее, помимо вопросов по специальности, вопросы по психологии и педагогике, а также блок вопросов на эмоциональное выгорание педагога. Раздел программы «Человеческий капитал» включает курсы повышения квалификации самых разных уровней и направлений.
Собственно практическая часть работы локации началась с определения целей продвижения детских школ искусств. Руководил процессом Алексей Владимирович Глазырин, генеральный директор группы компаний «Ньютон», вице-президент РАСО. Совместно с ним аудитория так обозначила ключевые цели:
- выигрывать в конкурентной борьбе за контингент;
- создать и поддерживать репутацию школы искусств, гарантирующей высокое качество образования;
- доказать учредителю необходимость своего существования; привлечь бизнес-партнеров и создать эндаумент-фонды;
- привлечь лучшие педагогические кадры;
- установить тесные контакты с сообществами: ученики, выпускники и т.д.
Когда цели были сформулированы, вся аудитория локации разделилась на четыре команды по типу школы: детская музыкальная, художественная, театральная, школа искусств. Каждой группе была дана сверхзадача: музыкальной – создать эндаунмент-фонд и привлечь 5 миллионов рублей; художественной – в три раза увеличить набор учащихся на внебюджет; театральной – создать репутацию; школе искусств – заручиться поддержкой Городской думы для строительства нового здания школы. Для достижения сверхзадачи необходимо было определить целевые аудитории проектов и их ключевую ценность, а также придумать мероприятие, помогающее приблизиться к заветной цели.
В результате очень живого обсуждения родились идеи VIP-караоке, новогоднего фестиваля в торговом центре, пресс-конференции с участием именитых выпускников по поводу премьеры спектакля и флешмоб с участием депутатов под кодовым названием «Нужны только стены и крыша». Все рожденные за два часа работы идеи модератор локации Алексей Глазырин признал жизнеспособными – бери и делай. «Если вам нужна яркая идея продвижения, бывает достаточно собраться и пофантазировать. Главное, чтобы глаз горел», – резюмировал Алексей Владимирович практическую часть сессии «Продвижение».
К финансам через актуальную стратегию
В течение нескольких часов зеркала балетного класса отражали вовсе не тоненьких и грациозных танцовщиц, а пять столов, два флипчарта и презентационные экраны. Антураж дополнили 60 человек, желающих постичь азы правильного составления финансового плана, и трек-лидер локации «Ход конем», или Как привлечь инвестиции» – заместитель и.о. начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Вера Васильевна Белоус.
В плане работы Вера Васильевна обозначила шесть основных вопросов: поиск интересного для целевой аудитории в собственной школе и создание основы для дальнейшей работы, содержание инвестиционного проекта, идеологическая часть стратегии, анализ среды и понимание преимуществ и недостатков школы, расчет окупаемости проекта, оценка рисков.
Дальнейшую лекцию-обсуждение трек-лидер постаралась наполнить понятными каждому метафорами и сравнениями. Так, например, появились «Реально классная принцесса», символизирующая высокопрофессиональные и уважаемые школы искусств, к которым, однако, инвесторы (принцы) идти не хотят. И «Так себе принцесса» — различные коммерческие школы со слабой преподавательской базой, но сильной маркетинговой частью, которая привлекает инвесторов. Два схематичных рисунка помогли объяснить, что главное — это не только быть просто «красивым», но уметь себя подать, рассказать потенциальному партнеру и инвестору главные свои плюсы.
Помощником в этом станет инвестиционный проект, который должен быть составлен с максимальной заботой о человеке, который будет его читать. Так что главное в нем – краткость и прямолинейность. «Проявите заботу об инвесторе, не пишите описание вашей школы на пять страниц и не загружайте бумаги миллионом расчетов, – посоветовала присутствующим Вера Белоус. – А самое главное – пишите правду».
Основной составляющей стратегии, которая обязательно должна быть прописана в бумагах для инвестора, является миссия. Писать миссию участники локации учились уже на практике. Пять групп подыскивали наиболее верные слова, способные охарактеризовать высшую цель школы искусств, а затем озвучивали их трек-лидеру. Вера Белоус записывала самые точные и помогала раскрыть их смысл в более широком понимании. Так, например, было забраковано слово «обучение», а вместо него пришло «учение», как непрерывный процесс личностного роста.
Следующим практическим заданием стал SWOT-анализ, на котором присутствующие выделяли угрозы и возможности внешней среды, а также слабые и сильные стороны художественного образования. Тема вызвала жаркие споры. Здесь у сидящих за столами появилась острая потребность высказаться. Микрофон пошел по рукам и, казалось, ничто не может остановить оживленное обсуждение. Ведь присутствующим предложили задуматься о «больных мозолях». Таких, например, как избавление от направлений, которые не пользуются спросом, или уточнения слова «элитарность», отдающего снобизмом и высокомерностью.
Ярким впечатлением стал заготовленный Верой Белоус тест на актуальность знаний присутствующих о современной массовой культуре. На экране появилось изображение хлеба, гречневой крупы и десятирублевой монеты. Участникам локации предлагалось найти между ними что-то общее. Задание оказалось сложным, ведь работники детских школ искусств не знакомы с такими популярными исполнителями, как группа «Хлеб», певицы Лиза Монеточка и Гречка. То есть многие преподаватели просто не могут быть «на одной волне» со своими учениками, показать, что школе интересны увлечения ее учеников. Так слово «консерватизм» попало в колонку под названием «слабые стороны художественного образования».
Наибольшего волнения публика достигла, когда им предложили назвать конкурентные преимущества школ, в которых они работают. Каждая школа нашла, чем блеснуть: у одних — возможность научиться играть на арфе, у других — огромная территория, а у третьих и вовсе разработана совершенно уникальная авторская методика обучения.
Стоит отметить, что все школы искусств могут предложить что-то особенное, отличающее их заведение от остальных. Но им все же важно добиться не разовых денежных вливаний, а долгосрочного сотрудничества с инвестором. Здесь на арену выходит необходимость правильно рассчитать окупаемость проекта, в которой главную роль играют две формулы: показатель для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта и внутренняя норма доходности.
Заключительными стали слова Веры Васильевны об умении предвидеть риски проекта. Более того – заранее составить пути их обхода или разрешения в случае непредвиденных обстоятельств.
В чреде громких слов и формальностей не забыть о человеке
Одну из самых злободневных локаций «Ловушка» или Как решить кадровый вопрос» вели Илья Владимирович Коптев, директор музыкальная школа им. Прокофьева, и Наталия Владимировна Боталова, заведующая инновационно-методическим отделом научно-методического центра Управления культуры Администрации города Екатеринбурга.
Здесь, так же как и в других локациях, работа велась по группам, которым сначала была дана установочная информация, затем предложено задание, которое надо было выполнить с помощью модераторов. Кстати, модераторами выступали представители средне-высшего образовательного звена, что показывает, что им тоже интересна эта тема, что при личном контакте они даже готовы помогать школам с кадрами.
Базис, без которого никуда
Философская площадка поднимала фундаментальные вопросы и называлась так: «Иные», или Как научить современного ребенка». Одна из ее ведущих – заместитель директора по учебно-методической работе Деткой школы искусств №4 «Арт-созвездие» Татьяна Борисовна Нечаева.
Результатом локации стала схема, на которой подробно объяснялось, как можно учить современного ребенка. Эта локация предложила создавать единое образовательное поле «школа – семья», основываясь на аксиологичски личностно-ориентированном подходе. Самое главное – преподавателю стоит искать общее ценностное поле, которое бы включало те ценности, которые ребенку транслируются в школе, и те, которые ему транслируются в семье. Так в образовании будут сразу три субъекта: преподаватель – ребенок – семья. Так можно добиться лучшей мотивированности ребенка, лучшей согласованности действий с родителями, а значит – качество образования повысится.
Живое и живительное слово
Одной из главных задач конференции по итогу стала возможность высказаться всем участникам – не только спикерам. О проблемах говорили на локациях, а тем, кому не хватило, можно было выступить в рамках свободного микрофона на заключительной секции. Так, одним из ценных предложений стало предложение приглашать представителей администрации на практические локации представителей администрации тех городов, откуда были участники, для большей практической пользы и чтобы их услышали.
С заключительным словом о профессии в культуре выступила и.о. начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Львовна Ярошевская. Это была мотивационная речь о том, что надо не забывать своего внутреннего ребенка и «играть» задачами, решая их; надо встречаться, разговаривать с профессионалами, окружать себя людьми, которые в чем-то лучше нас, чтобы развиваться; надо не бояться конкуренции и выбирать себе сильную команду, которая будет горы сворачивать; надо помнить, кто мы, что стоит за нами и четко представлять, куда мы идем; надо не впускать в себя глупость; надо приходить к людям и заряжать их, быть в тонусе, нести культуру в массы; а самое главное – надо вести здоровый образ жизни, потому что люди культуры, тем более сферы художественного образования – пример для всех.
«Надо всегда находить время для раздумья, – вдохновляла Татьяна Львовна Ярошевская. – Жизнь – стремительная, но важно находить время подумать о себе, своей жизни. Если мы один раз признаемся себе, что весь этот огромный мир лежит внутри нас, что мы – этот мир, то мы тут же начинем нести ответственность за него, не перекладывая ни на кого другого».
По итогам работы будет сформирована резолюция (см. проект). Выработанные предложения будут направлены в адрес Министерства культуры РФ, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в адрес вузов и ссузов в сфере культуры и искусства, детских школ искусств. Предложения касаются форм поддержки муниципальных систем художественного образования и молодых специалистов, создания инвестиционных проектов, направленных на поддержку творческой деятельности и улучшение материально-технической базы детских школ искусств, использования инновационных подходов в обучении детей и продвижении учреждений культуры дополнительного образования.
Ключевые высказывания и самые яркие моменты двухдневного марафона – в видео.
Управление культуры Администрации Екатеринбурга