управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Орест Адамович Кипренский

Родился 24 марта 1782 года на мызе Нежинская Санкт-Петербургской губернии. Умер 12 октября 1836 года в Риме. В 2012 году отмечают 230- летие со дня рождения художника.

Кипренский О.А. Автопортрет. 1828

Вокруг происхождения Ореста Кипренского не утихают споры. По одной версии он незаконнорожденный сын помещика Дьяконова и крепостной крестьянки Анны Гавриловны. По другой – сын крепостного Дьяконова – Адама Карлова Швальбе и той же Анны Гавриловны, которые были обвенчаны через несколько месяцев после рождения Ореста. О более точных сведениях история умалчивает. Мальчик получил вольную от того же помещика Дьяконова и фамилию Кипренский, когда поступил в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств в 1788 году. Учителями его были живописцы Г.И. Угрюмов и Г.Ф. Дуайен. В 1803 году Кипренский получил Малую золотую медаль за картину «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и право на продолжение обучения за границей. Но сложная политическая обстановка в Европе послужила причиной отсрочки командировки. Оставшись при академии, Кипренский начал писать портреты, хотя и собирался, впоследствии посвятить себя историческому жанру. В портретной живописи мастера отразилось влияние таких известных художников, как Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Искусство Кипренского являет первую версию романтизма в истории русской живописи. Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи ХУ11 в., изучая в Эрмитаже произведения Рембранта, Рубенса, Ван Дейка. Одна из первых работ, созданных в период обучения, – «Портрет А.К. Швальбе», который сам Кипренский называл «…портрет отца моего…», «…портрет родителя моего…». Портрет свидетельствует об увлечении Кипренского творчеством Рембранта. Это полотно овеяно духом романтизма и говорит о полном отказе от академических традиций. В этом ключе исполнены и более поздние портреты, но в них уже присутствует стремление мастера полно и глубоко раскрыть перед зрителем внутренний, душевный мир моделей. Таковы портретные образы Е.П. Ростопчиной, А.А. Челищева, В.А. Перовского и другие. Портретному творчеству Кипренского свойственно стремление передать всю сложность человеческой личности, дать ей психологически точную характеристику. В нем воссоздана душевная конституция человека, как бы пронизанная током истории. Отзывчивость внутреннего, индивидуального мира – одно из поэтических завоеваний романтизма. Чувствуется источник пристрастия художника к изображению юных моделей с их открытостью «всем впечатлениям бытия».

Настоящим шедевром художника стал портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова. Кипренский создал портрет смелого воина и в то же время романтического мечтателя. Кипренский не оставил этот портрет в доме Давыдовых. В их семье хранился лишь карандашный эскиз этой картины. Само живописное полотно художник уже в 1812 году привез с собой в Петербург и не расставался с ним до конца жизни, послав из Италии в Петербург в 1836 году вместе со всем своим имуществом.

Кипренский О. А. Портерт лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова. 1809

Период между февралем 1809 и мартом 1812 года был чрезвычайно плодотворным для Кипренского. За работы, исполненные в это время, в сентябре 1812 года он был удостоен звания академика. За картины, написанные летом 1828 года, перед вторым отъездом в Италию, Кипренский получил звание советника. В январе 1831 года, когда это звание было упразднено, Кипренского переименуют в профессора исторической и портретной живописи 2-й степени, что соответствовало чину 7-ого класса и давало дворянство Российской империи.

В 1816 году вместе с другими пенсионерами академии Кипренский наконец отправился в Италию. Здесь он пробыл до 1822 года. Художник изучал античные памятники, посещал музеи, делал натурные зарисовки, писал портреты. В конце 1820 – 1830 годах Кипренский продолжал создавать портреты. Лучшая его работа в этом жанре – «Портрет А.С. Пушкина». Глядя на этот портрет, зритель видит, что перед ним личность, обладающая высотой духа.  Красивые черты лица поэта передают ясность ума, достоинство и энергию. Благородство образа подчеркивает изысканный колотит картины, а также деталь интерьера – скульптура музы на мраморном постаменте за спиной Пушкина. С мастерством психолога Кипренский показал настроение великого поэта, который в этом же, 1827 году написал свое знаменитое стихотворение «Послание в Сибирь». Чуть затаенная печаль в глазах, едва заметная горькая складка у рта говорят о чувствах, которые испытал поэт после расправы над его друзьями – декабристами. Но грусть во взгляде не заслоняет общего впечатления от образа задумчивого и гордого человека. Пушкину понравился портрет, и благодарный поэт посвятил Кипренскому стихотворение, где есть такие строки: «Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз…».

По принадлежности различным сословиям, служебным, придворным рангам, профессиям круг портретных моделей Кипренского необычайно широк. Но в этой почти всеохватности выделяется галерея поэтических личностей: Жуковского, Батюшкова, Крылова, Вяземского, Гете. Отдельную значительную тему, в контексте наполеоновских войн и эпопеи 1812 года, составляют воины и люди в военных мундирах.

Художник умер 12 октября 1836 года в Риме от воспаления легких. Похоронен он в церкви Сант-Андреа деле Фратте на площади Испании.
Незадолго до смерти Кипренский отправил свое имущество в Петербург, собираясь вместе с женой, Анной-Марией, ехать в Россию.

Материалы взяты из книг:
1.«Мастера портрета», Москва, Изд-во «Вече», 2002г.
2.Петрова Е.Н. «Орест Кипренский», Москва, Изд-во «Арт-родник», 2000г.
3.«Энциклопедия живописи», Москва, Изд-во «АСТ», 1997 г.
Иллюстрации:
«Портрет А.С. Пушкина»
«Портрет Е.В. Давыдова»
«Молодой садовник»
 

⟰ наверх страницы