Новости
Любимый натюрморт
Сегодня, мы предлагаем вам посетить выставку преподавателей ДХШ №1 имени П.П. Чистякова посвященную замечательному жанру – натюрморту. Не «мёртвая природа», а «любимый натюрморт» выплескивается на зрителя с полотен яркими красками, радует своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём!
Архипова Татьяна Дмитриевна, Подсолнухи, бумага, акварель, 2020 г.
Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание. Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд. Часто в натюрморте художники используют иносказание — пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать зрителю что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях. Художники различных эпох и направлений создавали и создают картины, содержание которых раскрывается через мир вещей, предметов быта. Нет ни одного музея, ни одной современной выставки, на которой не был бы представлен жанр натюрморта. Чем же привлекает художников такая простая, на первый взгляд, натура? Какой смысл находят они в изображении кувшинов, кофейников, домашней утвари и других обыденных предметов? Разве нет более значительных тем?
Ворожева Евгения Львовна.Натюрморт с корчагой акварель 2019 г.
«Натюрморт» в буквальном переводе означает «мертвая натура». Но перевод термина далеко не однозначен с подлинным содержанием этого жанра. Натюрморт, как его понимают художники, — это не просто изображение группы предметов, а жанр, имеющий свои традиции, свои законы, свои классические образцы.
Гемерьянова Светлана Николаевна, Ручная работа, тонированная бумага пастель
Некоторые начинающие художники полагают, что натюрморт полезен лишь как упражнение, как учебное задание при обучении рисунку и живописи. Безусловно, натюрморт может быть первоначальным этапом в занятиях, но у него есть и собственная художественная цель. Работа над постановкой группы предметов развивает умение композиционно организовать натуру, цельно передать ее видимые качества. Все это важно для ученика. Но не только в этом значение натюрморта как для начинающего, так и для опытного мастера. Разве мир вещей не отражает эпоху, характер человека, разве мы не угадываем в них стиль жизни, чувство, настроение, вкус, привязанности, особенности быта.
Жирова Светлана Фёдоровна, Осенний парад, бумага, пастель
Подлинный смысл натюрморта, если он написан настоящим мастером, состоит и в философском раздумье о жизни, и в историческом рассказе о быте и труде человека, и прежде всего в эстетическом познании действительности часто именно в натюрморте художник находит форму выражения своего отношения к событиям современности.
Калинина Ирина Олеговна. Детство, бумага акварель, карандаши
В последние два года мы столкнулись с новыми для нас условиями «режима самоизоляции», когда достаточно длительное время люди были лишены привычных взаимоотношений и живого общения друг с другом. Многие заново переосмыслили свой «близкий мир» вещей, свое пространство. На выставке представлены работы созданный в этот период. Как утверждают художники они иначе стали изображать привычные, «прозаические» вещи, приобретающие особую значимость в новых условиях быта самоизоляции.
Максимова Светлана Рудольфовна. Айва. бумага, акварель 2017
Композиции натюрмортов, представленных на выставке, очень разнообразны. Татьяна Дмитриевна Архипова располагает предметы по горизонтали и по диагонали, сдвигает их в плотную группу или «рассеивает» в пространстве картинной плоскости, смело переносит центр тяжести влево либо вправо. В расположении вещей вся композиция построена на том, что она как бы «случайно» увидена художницей. Красота повседневного раскрывается не в парадно расставленной посуде и вазах с цветами, а в преднамеренном «беспорядке», размещении предметов с целью сохранить непринужденность, жизненную естественность сюжета. Это не просто, как может показаться на первый взгляд, — вся композиция в целом строго продумана. В этом чувствуется близость к импрессионистическим приемам живописи. Легкие, свежие акварели, написаны разнообразными по цветовым оттенкам мазками, которые хорошо передают световоздушную среду, окутывающую предметы, создают тончайшую игру бликов и легкую прозрачность теней.
Орлова Вера Матвеевна, Подсолнухи, акварель, акварельные карандаши
У Светланы Рудольфовны Максимовой, создается впечатление, что иное решение, другое расположение предметов на поверхности холста немыслимо - ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. В этом точность и художественная убедительность постановок художницы. Плотная живопись с преобладанием теплых цветов, энергичная лепка всех форм убедительно выражают общий замысел натюрморта. Молодо, сочно, современно, для каждого конкретного случая, мастер находит свой подход. Под её кистью цветы или плоды, привычные предметы быта приобретают различное толкование. Творческий диалог человека и натуры всегда заключает в себе отношение художника, его индивидуальные ассоциации, привязанности, представления о красоте, выявляет его безупречный вкус.
Паталахова Татьяна Николаевна, Утро на Бухтарме, холст масло
В мире предметов Евгении Львовны Ворожевой, в каждом натюрморте чувствуется уравновешенность, умиротворённость, баланс тепла, света и воздуха. Как в сладком сне, когда не хочется просыпаться.
Светлана Николаевна Гемерьянова, как бы, одушевляет вещи, они для неё «своеобразные живые существа», от них тянутся тысячи нитей к человеку, они созданы для человека и согреты его близостью.
Прыгунова Софья Александровна, Оттенки осени, акварель
Натюрморты молодых преподавателей Дины Дмитриевны Назаровой, Ольги Артуровны Рябицевой, Софьи Александровны Прыгуновой, достаточно классичные. Как будто дают понять, что академизм не устаревает, а традиции мастеров прошлого в изображении предметов, актуальны и современны до сих пор. Продолжать академические традиции в современном искусстве натюрморта – это модно - как будто говорят они.
Работы Андрея Алексеевича Художиткова, заражает нас своей одухотворенностью, человечностью, предметы с его полотен «смотрят и говорят» на индивидуальном со зрителем языке. Композиция натюрморта, проста и оригинальна, он стремится показать вещи как ценный объект искусства, любуется ими, любит их, и в этом секрет художественного воздействия его произведений.
Рябицева Ольга Артуровна, Fantastic beasts, бумага гуашь
Натюрморты Ольги Радиковны Хатмулиной всегда очень эмоциональны и колоритны, она наполняет предметы неодушевленного мира собственным волнением, стремится выразить свое тревожное чувство, идущее изнутри, с максимальным напряжением. Разнообразное сочетание форм предметов, насыщенные цвета, ритмичность композиции, восхищают, будоражат воображение. Например, цветы - в каждой работе они представляют собой нечто вроде факелов. Букет её любимых жёлтых тюльпанов, как бы вырывается из темной вазы и, действительно, напоминает пламя с извивающимися язычками лепестков. Как не похожи эта экспрессивная гамма ярко-желтых, охристых, оранжевых, коричневых красок на «искусственные букеты», написанные равнодушной кистью модных ремесленников, на сайтах и в салонах.
Хатмулина Ольга Радиковна. Бульданеж, холст масло
Свое искусство станковой композиции - «сложную простоту» раскрывают перед зрителем Ирина Олеговна Калинина и Вера Матвеевна Орлова. Их работы «очищены» от случайных деталей и подробностей моделировки форм, но несут чувство, тонкого настроения и глубокого понимание натуры. Обычные бытовые вещи объединены здесь не столько смысловым содержанием, сколько внутренне организованным сочетанием всех форм и их направлений в пространстве. Написанные со свежим чувством легкости и простоты, натюрморты получились очень близкие и теплые.
Художидков Андрей Алексеевич, Весна близко, бумага, гуашь
Совершая путешествие в «страну натюрморта», можно заметить, что этот жанр отличается своеобразными принципами. Прежде всего тем, что «натура» его создается самим художником. Он обдуманно выбирает вещи, группирует их и тем самым организует сюжет, являющийся как бы «фундаментом» для построения всего «здания» художественного образа. Натюрморт может быть парадным или интимным, лиричным или декоративным, «тихим» или «громким». Художник рассказывает о чем-то памятных вещах, любуется красотой сочетания их форм и цвета, передает характерные приметы времени, экспериментирует, ищет новые выразительные средства языка живописи или графики. И мастерство заключается не только в умении изобразить разные предметы.
Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции, формы, цветовую гамму как единое пластическое явление. По словам К. Петрова-Водкина: «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой... Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем».
Текст: Евсеева А.Г.
Афиша: Гемерьянова С.Н.