управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Новости

В новый учебный год с правильной акварельной бумагой

Какая бумага для акварели нужна ребенку в художественной школе? Как правильно выбрать фактуру, формат и производителя? По мере постижения различных приемов и техник акварельной живописи, обзор художественных материалов поможет ребятам отлично выполнить усложняющиеся задания образовательной программы.

Правильный выбор акварельной бумаги поможет вам в достижении поставленных задач и целей.

В первые годы обучения  вопрос выбора акварельной бумаги и какую роль, она может играть в достижении желаемого результата, на первый взгляд, может быть не очень важным, так как учащиеся выполняют очень много упражнений, для знакомства и освоения акварельных техник.  Но по мере постижения различных  приемов и техник  акварельной живописи и усложнения учебных задач образовательной программы по живописи, суть важности бумаги в учебном процессе у учащихся возникает, а правильный выбор акварельной бумаги поможет им  в достижении поставленных задач и целей.

Начинающий художник должен знать о художественных материалах больше чем обыватель. Это объясняется тем, что акварель — краска прозрачная, а значит, фактура и состав бумаги будет достаточно сильно влиять на внешний вид красочного слоя. К тому же, бумага в значительной степени определяет поведение акварельной краски.

Бумагу делают из двух ингредиентов – целлюлозы и воды. Большинство популярных сортов акварельной бумаги, таких как Arches, Saunders Waterford, Hahnemuhle,  Palazzo, Белые ночи, производятся с добавлением хлопка или из 100 % хлопка.

Имеется 3 вида поверхности в бумаге, произведенной промышленным способом.
HP – Hot Pressed – Satine (french) – гладкая
NOT – Cold Pressed – Grain Fin (french) – небольшая фактура
Rough – Torchon (french) – c выраженной фактурой

HP – hot pressed – называется так, потому что ее при производстве пропускают через горячие металлические цилиндры. Если Вы работаете линией и отмывкой (заливкой), выбирайте ее. Она подходит лучше всего для тех, кому нравится контролировать процесс «от и до».

CP – cold pressed – называется так, потому что при производстве влажные листы бумаги пропускают между холодными металлическими валиками. Как результат получается легкая текстура поверхности. Эта бумага подходит для большинства техник.

Rough – torchon – как видно из названия, эта бумага имеет грубую выраженную фактуру, так как во время производства ее высушивают без дальнейшего отжатия. Этот вид бумаги – выбор тех, кто предпочитает экспрессивную фактуру, мазки, сухую кисть, выскребание и проскальзывание.
Эта информация указывается на лицевой стороне планшета для акварели (склейка блока бумаги).

Важно юному художнику обратить внимание на толщину бумаги, которая обозначается в граммах на кв. метр. Самая популярная толщина 280 - 300 г/кв. м, а бывает 185 г/кв. м 640 г/кв. м и 800 г/кв. м. Чем толще, тем более стойкая бумага, к удержанию влаги, устойчивее к смыванию, жестким кистям и т.д., но такая бумага значительно  дороже.

Считается, что лучше брать натуральную бумагу без химических добавок, поскольку они со временем вызывают пожелтение. Но с другой стороны, эти же химические добавки защищают бумагу от атмосферных загрязнений и различных воздействий (плесени, насекомых и т.п.).

В академической практике бумагу (185 г/кв. м)  предварительно смочив водой, натягивают на планшет, загибая края и закрепляя их клеем или кнопками с обратной стороны. Этот прием используют для длительных детализованных постановок.

Итак, существуют три основных ключевых свойства бумаги для акварели:
•    Фактура бумаги и ее состав
•    Особенности впитывания воды и удержания пигмента
•    Плотность бумаги

Фактура. Бумагу для акварели делят на три группы по способу прессования и образованию фактуры. И ни одна из них не является хуже или лучше другой, поскольку каждый вид предназначен для конкретных задач.
 
1)    Гладкая бумага, изготовленная посредством горячего прессования. На такой бумаге удобно прописывать мелкие детали и работать лессировками. Но вода и акварель здесь словно скользят по поверхности, что не всегда нужно. Однако, такая бумага позволяет делать очень гладкие и мягкие градиенты, когда художник пишет по мокрой бумаге.

2) Фактурная бумага. Эту бумагу изготавливают при помощи холодного прессования. Она более рельефная чем бумага, полученная горячим прессованием. На такой бумаге акварель образует характерные заливки красочным слоем, который повторяет фактуру бумаги. Благодаря такой зернистости, акварель лучше и ровнее ложится на поверхность листа, и создает красивую фактуру. Эту бумагу можно считать универсальной т. к. она является чем-то средним между двумя другими видами.

3) Шероховатая бумага с сильно выраженной фактурой. Эту бумагу не прессуют, ее фактура образуется естественным образом, благодаря сушке. Рельефная и грубая поверхность дает возможность создавать интересные текстуры в акварельной живописи. Благодаря сильной зернистости акварель лучше сцепляется с поверхностью бумаги и равномерно заливает нужные фрагменты. Акварель в этом случае образует характерные градиенты. Но гладкой живопись уже не будет. Красочный слой будет выражено фактурным.

Фактура бумаги зависит от волокон, из которой она состоит и от рельефа пресса. Бумага для акварельной живописи может состоять из волокон хлопка, льна, древесины, а также из их смеси в различных пропорциях. Варианты бывают разные. Но фактура бумаги может еще образовываться путем ее тиснения. Тут производитель может придать бумаге самую разную фактуру: имитировать нити ткани, скорлупу, кожу, простую зернистую фактуру и т. д.

Особенности впитывания воды и удержания пигмента.
Среди акварельной бумаги есть виды, которые очень хорошо впитывают влагу, но есть и такие, которые впитывают воду не столь активно. Это зависит от проклейки. Как правило, бумага проклеивается специальным раствором, который связывает волокна целлюлозы. Чем больше проклеена бумага, тем слабее она впитывает воду. И наоборот, чем меньше проклеена бумага, тем сильнее она впитывает влагу. Проклейка бумаги бывает двух видов: внутренняя и поверхностная. При внутренней проклейке, в бумажную массу, ещё на стадии производства добавляется клеевой раствор. Таким образом, бумажный слой проклеивается по всей толщине. При поверхностной проклейке, акварельная бумага проклеивается только по поверхности бумажного слоя, после прессования.

Но как эти особенности акварельной бумаги влияют на живопись?

Если бумага сильно впитывает краску и воду, то частички красящего пигмента попадают глубоко внутрь волокон бумаги. После высыхания, акварельная живопись будет менее сочной и насыщенной по цвету. Также, будет проблематично смывать с такой бумаги уже нанесённый красочный слой. Но, за то, такая бумага будет хорошо и долго удерживать влагу. А значит, на сильно впитывающей бумаге хорошо писать по сырому. Смочив лист водой, можно создавать мягкие разводы краски и красивые цветовые переходы и вливания. Если же бумага слабо впитывает акварельную краску, то частички пигмента будут задерживаться только на поверхности бумажного слоя, не проникая глубоко в бумажные волокна. В этом случае живопись сохранит сочность и насыщенность цветов, после высыхания краски. Также, будет проще смывать уже высохшую краску. Акварель, нанесённая на такую бумагу будет образовывать характерные разводы и подтёки, которые могут придать особую красоту акварельной живописи, если они будут растекаться по зернистой бумажной фактуре. Поэтому, художники часто пользуются именно фактурной акварельной бумагой.

Плотность. Плотность бумаги измеряется в граммах на один квадратный метр. Т. е. это её вес. Чем больше вес, тем, как правило, и больше толщина бумаги. Поэтому под плотностью, чаще всего принято понимать её толщину. Хотя, строго говоря, это не совсем верно. Ведь бумага может быть сильно спрессованной, поэтому при одинаковом весе она будет тоньше. Но в жизни получается, что плотность бумаги — это по-сути её толщина. Плотность акварельной бумаги составляет от 170 до 800 гр. на кв. метр. Чем толще лист акварельной бумаги, тем меньше он деформируется при намокании. Т.е. на нём будет меньше неровностей, бугорков и впадин, которые неизбежны при увлажнении. Чем тоньше бумага, тем больше она коробится. Поэтому акварельную бумагу принято натягивать на планшет. Для этого её смачивают водой. Она растягивается, увеличиваясь в размерах. Далее, её фиксируют по периметру планшета клеем или кнопками. После высыхания, бумага уменьшается в размере и натягивается на планшет. При таком способе, лист не будет пучится во время работы.

К разным техникам акварельной живописи: а-ля прима, лессировки, работа мазками, по - сырому, нужно подбирать соответствующую задачам бумагу. В а -ля прима живопись пишется в один приём, и при таком подходе приветствуются размывки, градиенты, разводы и вливания цветов. Часто в а-ля прима бумага смачивается водой и работа ведётся по-сырому. В работе лессировками живопись ведется поэтапно, с помощью прозрачных красочных слоёв, где каждый последующий слой наносится после полного высыхания предыдущего. Когда художник формирует изображение мазками, пятнами или штрихами, акварель обильно разводится водой, становясь полупрозрачной, а бумага оставляется сухой. При этом, контуры таких пятен и мазков остаются заметными, а живопись «собирается» из этих пятен в единое целое, «вылепливая» формы предметов, как в мозаике. Для каждой из этих задач нужна соответствующая бумага. Поэтому нужно подбирать подходящий вид акварельной бумаги, но при этом помнить, что успех зависит главным образом от умения художника, а потом уже от бумаги.

Я своим учащимся 2 – 5 классов рекомендую акварельную бумагу premium плотностью 280 г/кв.м в составе 70% хлопка Palazzo (планшет). Для выполнения выставочных и пленэрных работ бумагу производителя Arches.

Перечень зарубежных и российских производителей профессиональной акварельной бумаги:
Зарубежные производители:
Arches
Bockingford
Cornwall
Cotman
CANSON
Langton
Fabriano
Hahnemuhle
Saunders Waterford

Российские производители:
Гознак
Palazzo
Белые ночи
Малевич

Автор текста: Архипова Татьяна Дмитриевна, преподаватель ДХШ №1 имени П.П.Чистякова

01.09.2022 , просмотров: 1346