Новости
ЯРКИЕ КРАСКИ НА СТЕКЛЕ
15 марта 2024 года юные искусствоведы представили на суд профессионального жюри свои исследовательские проекты в рамках VIII открытого городского фестиваля по декоративно-прикладному искусству «Краски на стекле - 2024» в номинации история искусств.
Исследовательские проекты были посвящены теме «Декоративно-прикладное искусство: из прошлого в настоящее». Ученицы углубленно обратились к темам, которые их заинтересовали, и результатом стала высокая оценка членов жюри:
Лауреат II степени - Николаева Изабелла поделилась своими открытиями в теме "ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЕКАТЕРИНБУРГА" (преподаватель Плюснина Ульяна Владимировна), группа "А" – от 11 до 12 лет.
Лауреат II степени - Добрынина Елизавета и Щербинина Мирослава рассказали о теме "Самобытный промысел Урала - Невьянская икона" (преподаватель Евсеева Анастасия Григорьевна), Группа "B" – от 13 до 14 лет.
Каждый готовый проект - это большая подготовительная, исследовательская работа. Первая и самая главная задача, которая стоит перед юными исследователями, это выбор достойной темы. Она должна соответствовать условиям конкурса, иметь практическое назначение и интересовать самого автора. Обучающиеся учатся работать с литературой и интернет-источниками. Обращают внимание на правила цитирования и использования чужих материалов.
Николаева Изабелла выбрала непростую для первоклассницы тему - "ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЕКАТЕРИНБУРГА". непростой она стала из-за большого количества терминов, с котороыми столкнулась Изабелла. Она только начинает осваивать азы изобразительного искусства, поэтому чтобы разобраться во всем досконально, она сделала словарь терминов с иллюстрациями. В своем исследовании Белла рассказала про три деревянных особняка, постороенных в Екатеринбурге на рубеже XIX - XX веков.
"В нашем городе много примеров деревянного зодчества. Это особняки, которые раньше принадлежавших знатным горожанам. Их фасады неповторимы. Наличие таких архитектурных объектов создает индивидуальность Екатеринбурга. Деревянные дома контрастно выделяются на фоне высоток из стекла и бетона" - поделилась своими мыслями Николаева Изабелла. - "Из этого проекта я поняла, что мне очень нравится деревянное зодчество Екатеринбурга, так как здания выглядят очень винтажно и необычно. Увидев их своими глазами, я могу сказать, что они хорошо характеризуют культуру региона и показывают искусность мастеров и архитекторов, которые трудились над их созданием. Также очень радует, что здания сохранились и охраняются на данный момент государством, а также что известны их предыдущие владельцы, и те, кто трудились над их созданием".
Добрынина Елизавета и Щербинина Мирослава выбрали тему «Самобытный промысел Урала - Невьянская икона» и тщательно изучили особенные черты старообрядческой иконы на Урале. Посетили музей «Невьянской иконы», сняли об этом видео ролик – экскурсию. На уроках Истории искусств, рассказали и показали о своем исследовании одноклассникам.
Глубоко погрузившись в тему Невьянской школы живописи, юные исследователи выясняли, что она имеет особую декоративность и колорит.
Яркие цвета и новые оттенки иконописцы получили благодаря тому, что использовал минеральные пигменты, добыча которых начала развиваться в XIX веке на Урале. Из-за нового химического состава красок невьянские иконы не подвергаются влиянию времени. Иконы писали только темперными красками, поскольку очень строго следили за соблюдением древнего канона. Еще Невьянцы использовали технику сплошного золочения. Когда листовое золото наносилось на полимент (красно-коричневую краску), который придавал золоту ровный теплый тон. Золотые детали могли украшаться гравировкой, черневым узорочьем. Из-за обилия отражающих деталей икона становилась сакральным источником божественного света.
Невьянские мастера сильно стилизовали изображение и стремились уйти от реализма, сделав акцент на декоративности. Художники подробно прописывали орнаменты на тканях, а иногда даже инкрустировали иконы настоящим жемчугом и драгоценными камнями. Уральские мастера создавали не только писаные на дереве образы, но и медные литые иконы, которые в XVIII веке запретила официальная церковь. Их создавали в технике перегородчатой эмали и огневого золочения (растворенное в ртути высокопробное золото прокаливали до испарения ртути). Изучение невьянской иконописной школы убеждает в том, что это крупное явление в истории отечественного искусства, расширяющее представление об иконописи Нового времени. В период своего расцвета она достигла подлинных художественных высот!