- Главная
- События
- Новости ресурсного центра ИЗО Пластилин – уникальный язык анимации или детская игрушка?
Новости ресурсного центра ИЗО
Пластилин – уникальный язык анимации или детская игрушка?
24 января 2025 года на площадке ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова состоялась творческая встреча юных художников города Екатеринбурга «Секреты анимации». Ведущий - Александр Шипулин, режиссёр-мультипликатор, руководитель семейной студии «Мультилин» имени Гарри Бардина, один из ярчайших представителей пластилиновой анимации в Уральском регионе.
Как снимают фильмы из пластилина – главный вопрос творческой встречи. Мастер развеял мифы и рассказал, что является главным в создании иногда совсем не детских фильмов из любимой детской игрушки – пластилина!
- Как снять то, что снять невозможно?
- «Пластилин – это такой материал, который до сих пор не смогли сымитировать на компьютере. Он очень интересен на маршруте «фантазия» – «реализация». Пластилин самый доступный материал для воплощения собственных фантазий в мультипликации, – начал встречу Александр Шипулин, режиссёр-мультипликатор.
Чтобы подтвердить эти слова, нужно привести лишь пару примеров: как сделать изморозь на пластилиновом стекле так, чтобы она была неотличима от настоящей? Соль и полиэтилен – к такой технологии спустя время пришёл Александр Евгеньевич.
Ведь часто вместе с пластилином художники применяют и другие материалы, иногда совсем не причастные к творчеству. А в совокупности всё работает на создание нужного эффекта. Результат можете оценить сами.
Снег в окошке был добавлен с помощью компьютерной анимации, да-да! Так как иными способами сделать его очень трудно.
И не стоит стереотипно думать, что искусство пластилиновой анимации является противником компьютерной. Вовсе нет! На встрече задали интересный вопрос: виды анимации, это враги-конкуренты или друзья?
Ответ последовал незамедлительный:
- «Я за 36 лет работы ни разу не встречал аниматоров-конкурентов, только коллег по анимации, так как все работают очень по-разному. Например, компьютерные аниматоры завидовали моим естественным теням, а я завидовал их возможностью просчитать анимацию без их присутствия».
Но слушатели оказались настойчивы, последовали контраргументы:
- «Тогда почему анимация из пластилина не так популярна? Очевидно, что остальные виды не дают ей как следует разбежаться!»
- «Тут скорее дело не в других видах анимации. Искусство пластилина – очень трудоёмкий процесс. Труднее – значит дольше, дольше – значит меньше. Меньше – значит не такие большие объёмы производства. Но способность передать мысль, эмоцию, а особенно уникальную атмосферу пластилиновых фильмов – очень ценится. Каждый имеет свои преимущества и недостатки. Для того они и объединяются, чтобы дополнить друг друга и создать сильный проект».
На этом аудитория продолжила размышлять и новых вопросов не последовало. Но зато мы пришли к полноценному ответу на конфликтный вопрос.
Ещё один пример дружбы компьютерной и пластилиновой анимации, который применяется очень часто и чуть ли не в каждом проекте: когда нужно сделать у здания несколько колонн, то в живую создают только одну или две, а потом просто копируют, делая правильные тени и вставляя в новое место. Так можно работать, например, с окнами, с любыми повторяющимися и абсолютно одинаковыми элементами:
Хоронить хорошие идеи – самое простое. Александр Евгеньевич рассказал нам историю про режиссёра, оператора и мультипликатора, которые сидят перед раскадровкой фильма:
– Этот кадр я смогу сделать, – говорит оператор.
– А я не смогу! – заявляет мультипликатор.
– Тогда убираем, – подводит итог режиссёр.
– Убираем! – хором отвечают оператор и мультипликатор.
Рассматривают новый кадр:
– О! А это я смогу, — восклицает мультипликатор.
– Зато теперь я не смогу, — огорчает оператор.
– Придётся убрать, — унывает режиссёр.
Рассказанная история подводит нас к выводу: вместо того, чтобы подумать, как сделать тот или иной кадр, они уходят от вопроса, и хоронят, может быть поистине хорошие идеи.
Александр Евгеньевич же утверждает, что главное в пластилиновой анимации – это экспериментировать, и думать, как снять то, что на первый взгляд сделать невозможно!
Итог творческой встречи мультипликатор пластилиновой анимации подвёл следующими словами: главное – экспериментировать. Ведь творчество – это то, чего раньше не было.
Автор текста: Никита Чиглинцев, юный журналист лаборатории «Медиа на ладони»
Фото: ДХШ № 1 имени П.П. Чистякова и Александра Шипулина