управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

СМИ о нас

Николай Моргунов: «Художником нужно не родиться, а стать»

17 марта в Уральском центре развития дизайна открывается конкурс-выставка «Лица Екатеринбурга», на которой будут представлены работы учащихся детских школ искусств города. Выставка стала прекрасным поводом познакомиться с одним из выпускников системы художественного образования Екатеринбурга — художником Николаем Александровичем Моргуновым. В 2005 году он закончил Екатеринбургскую детскую художественную школу №4 имени Г.С. Метелева, а сейчас успешно преподает в Детской художественной школе №1 имени П. П. Чистякова и Свердловском художественном училище имени И.Д. Шадра. Николай Александрович рассказал о сложном выборе между художником и преподавателем, воспитании вкуса и о том, почему профессионала формирует не талант, а труд.

— Николай Александрович, что больше всего запомнилось из школьных лет?

— Очень хорошо помню, что в художественной школе — особенно после обычной — было очень приятно находиться. Да и с ребятами было намного больше общего, один круг интересов. Но если честно, я не очень общительный человек – не знаю, как мне удалось стать педагогом (улыбается). Больше всего мне нравилось, когда наш преподаватель Светлана Михайловна Марчук возила нас на пленэр — сейчас я, будучи учителем, не понимаю, как она на это решалась: мы целым классом ездили на какую-то базу, жили там несколько дней, работали… Это одно из самых ярких впечатлений за время учебы. Сейчас, кстати, мы со Светланой Михайловной вместе работаем в Детской художественной школе №1 имени П. П. Чистякова, первое время она мне много помогала, и сейчас у нас очень дружеские отношения. Хотя, конечно, работать со своим учителем – это очень ответственно.

— В какой момент вы поняли, что художник — это уже не просто занятие, а ваша будущая профессия?

— Наверное, на втором-третьем курсе училища, когда стал немножко повзрослее. У нас был замечательный преподаватель, который научил нас любить профессию. И уже потом, когда я выпустился, пошел работать в школу и меня захлестнула творческая атмосфера – вот тогда я понял, что хочу быть художником. С преподавательством было сложнее, осознание своего предназначения пришла постепенно.

— Что сейчас для вас на первом месте – художник или преподаватель?

— На самом деле, сейчас передо мной не самый простой выбор. Хотелось бы, чтобы на первом месте был художник. Но по факту получается преподаватель. Времени на творчество остается очень мало, да и жить как-то надо – а будучи художником, реализовать себя достаточно сложно. Но преподавание – это скорее плюс, чем минус: я очень много учусь у ребят, много получаю от самой атмосферы школы.

На самом деле на старшем, пятом курсе училища я хотел быть дизайнером. Поступил в Питере в педагогический университет на дизайн – думал, что буду заниматься компьютерной графикой. Но это очень быстро прошло, как раз в тот момент, когда я пришел работать в школу – осталось просто увлечением, не более. Наверное, и к лучшему.

— Ученики помогают творить?

 — Да, конечно! Наверное, самое важное в моей работе – это общение. Сейчас в школе у меня старшие дети, девятиклассники – это взрослые ребята, с которыми можно поговорить о серьезных и важных вещах. В училище ученики еще старше, и они уже профессионалы, сделали свой жизненный выбор. Я показываю им свои работы, мы вместе обсуждаем их творчество, и на этой почве друг у друга учимся. А еще творения ребят очень подстегивают меня самого заниматься творчеством.

— Получается, больше всего вас вдохновляют ученики?

— На самом деле я не очень верю во вдохновение. Считаю, что профессия художника – скорее труд, нежели общение с музой. Причем труд монотонный: нужно работать очень много, чтобы что-то получилось. Художником все-таки нужно не родиться, а стать. Я смотрю на своих учеников: есть ребята талантливые, но именно они зачастую очень ленивы, и мало кто из них продолжает идти по этому пути. И наоборот, у ребят, которые много трудятся, восполняют свои пробелы — читают, изучают, постоянно над собой работают, больше шансов реализовать себя в профессиональной среде. Трудиться и правда нужно много, постоянно. Даже если что-то не получается – переступать через себя.

— А вас в детстве называли талантливым ребенком?

— Нет. Родители меня никогда не перехваливали. Я до сих пор показываю им свои работы, и они меня критикуют, хотя и не являются художниками. И это очень хорошо. Они очень поддерживают меня… и подстегивают: говорят, что я мало работаю!

— Вы хотели бы, чтобы ваши дети получили художественное образование и выбрали профессию художника?

— Сложный вопрос. Это очень непростой путь, и чтобы чего-то на нем добиться, нужно преодолевать очень много трудностей. Конечно, я хотел бы, чтобы мои дети развивались творчески – неважно, в музыкальной или художественной школе. Это огромный толчок в жизнь: получая художественное образование, дети учатся посещать выставки, интересоваться творческой жизнью города, страны, мира. Тот круг общения, в котором я сейчас нахожусь, мне очень нравится. И я вижу кардинальную разницу между моими знакомыми, друзьями и людьми, которые с творчеством никак не связаны. Наверное, если бы мои дети пошли по пути искусства, они сделали бы этот мир немножко лучше.

Вообще, если бы все люди получали хотя бы начальное творческое образование, то у нас не было бы безвкусной рекламы… и много чего другого безвкусного в городе и стране. А школа прививает вкус. Я сужу по учреждениям, где я учился и преподаю – у нас постоянно проходят выставки, можно увидеть работы прекрасных художников, дети смотрят на это каждый день и впитывают прекрасное – пускай даже неосознанно.

— А если у человека не было в детстве музыкальной или художественной школы? Можно ли взрослому воспитать в себе чувство вкуса?

— Я думаю, да. Вы заметили, как остро сейчас стоит проблема запрета выставок, театральных постановок? Это происходит потому, что непрофессиональные люди навязывают нам свое мнение. А нужно доверять профессионалам: ходить на выставки, смотреть спектакли – и хорошие, и плохие. Тогда ты постепенно начнешь воспитывать в себе вкус. У меня самого, к сожалению, очень мало свободного времени, чтобы ходить, например, в театр. Но я стараюсь выезжать на крупные выставки в Москву или Питер хотя бы раз в год. Пока я учился в Питере, я ездил туда дважды в год и стабильно подпитывался этой энергией. Стараюсь ходить в наш Союз художников, Музей изобразительных искусств. Плюс мы стараемся делать в училище выставки именитых уральских художников.

Выставки мы постоянно обсуждаем с ребятами в интернете, потому что нужно ходить не только на хорошие выставки, а на все — чтобы ты мог составить свое мнение. Когда я учился в училище, я смотрел на художников совсем по-другому; а теперь то, что раньше казалось неправильным, воспринимается совершенно иначе. У нас академическое образование, и переход в творчество не всем дается легко.

В школах и в училище мы учим традициям русской академической школы, стараемся не отходить в сторону, чтобы ребята получили начальное образование, знали анатомию и перспективу. Но когда ты заканчиваешь училище, тебе хочется как-то выделиться, найти себя. В академизме это тоже можно сделать, но сложнее. Кто-то уходит в абстракцию, кто-то – в гиперреализм. И этот переход очень сложный: никто уже не ставит тебе задач, ты сам по себе. Нужно найти тему, которая тебе интересна. Для меня этот период был очень тяжелым. Я сам начал заниматься печатной графикой, хотя мне ее не преподавали. И ребятам я тоже показываю как можно больше направлений. Кто-то, как и я, начинает работать или преподавать сразу после училища – и здесь важно научиться самому себе ставить задачи.

— Почему вы выбрали именно графику?

— В основном из-за отсутствия времени: весь световой день я преподаю, а для того, чтобы писать маслом, нужно хорошее освещение, в идеале – мастерская. А графикой можно заниматься вечером, она в этом смысле более подвижна. Кроме того, Урал знаменит художниками-графиками: это и Волович, и Спартак Киприн, и известная на всю страну нижнетагильская школа графики… Есть, что посмотреть, чему поучиться.

— Какие перспективы на ближайшие 5-10 лет?

— Сейчас у меня очень большая нагрузка: днем я работаю в училище, по вечерам – в школе. В перспективе хотелось бы, конечно, немножко разгрузиться и больше времени уделять творчеству. Как это будет получаться – не знаю. Пока все мысли о будущем у меня связаны с творческой деятельностью: хочется участвовать в выставках, со временем вступить в Союз художников. Но я не хочу прекращать преподавать – это мне очень нравится.

Управление культуры Администрации Екатеринбурга

17.03.2017 , просмотров: 3147