СМИ о нас
Листья на ста листах
«Бесконечный листопад» — так называется новая выставка художницы Веры ВОИНКОВОЙ, которая открылась в галерее «Окно» Центра культуры и искусства «Верх-Исетский» (пл. Субботников, 1). Вход, как всегда здесь, для всех свободный.
В самом этом словосочетании — бесконечный листопад — есть некий парадокс, нечто небывалое в природе, хотя с нашей уральской погодой и природой чего только не случается. С искусством, кстати, тоже. Так что стоит ли удивляться? Да, удивляться стоит, настаивает художница Вера Воинкова своим творчеством. Она сама готова встречать радостным удивлением любые проявления окружающей гармонии и, в свою очередь, способна удивить зрителя парадоксальностью своего художественного мышления, отточенной техникой, умением увидеть и показать в самых банальных, казалось бы, сюжетах, мотивах, объектах нечто необыденное, яркое. Например, в живых зелёных листьях и в сухих золотых опавших листочках, в пожухлой траве, лопухах, стойко держащихся до самого снега…
«Бесконечный листопад» — очередной арт-эксперимент Веры Воинковой. В выставочном зале галереи «Окно» расположились более 100 графических листов. Путешествие по зелёной вселенной, начавшееся с изумрудных, травяных, бурых и прочих типично лесных оттенков, заканчивается всеми тонами и полутонами, которые природа может подарить деревьям в разные времена года. Воинкова отпускает свой листопад в полёт не только по осени, весне, лету. Её листья беспрепятственно путешествуют по эпохам и временам. Один лист каким-то неведомым образом очутился в древней Греции и, гордо раскинувшись-распластавшись по всему пространству бумажной плоскости, являет собой элегантную метафору античности. Другой, сизо-фиолетовый пятнистый, оборачивается загадочной фреской, напоминающей о цветовых переливах флорентийской живописи эпохи Ренессанса. Третий, внезапно выцветший, поблекший, намекает на образы раннего чёрно-белого кино. Как же много ролей может исполнить на плоской бумажной сцене один-единственный «актёр» — лист…
Кружатся, танцуют, играют листья на выставке. Их движения полны изящества и грации. И, сделав в след за «листопадом» уже не один круг по выставочному залу, начинаешь понимать: глядя «в лицо» листве, читаешь послания самой природы. Надо только суметь их прочитать.
Комментарий
Парадный портрет, «слетевший» с дерева
Художник Вера ВОИНКОВА:
— Меня всегда интересовал образ листа. Это очень ёмкий, богатый образ, поистине трансцендентальный. Для художника-графика белый лист бумаги — альфа и омега творческого мира. Он вдохновляет, провоцирует, организует, дарит тебе энергию созидания. Древесный лист, лист травы — тоже совершенно особый накопитель энергии. Собственно говоря, благодаря листьям, этим чудесным, волшебным живым созданиям живы и все мы. Вы когда-нибудь видели лист на просвет? Со всеми его прожилками, с его шершавой кожей. Когда начинаешь вглядываться, открывается целая вселенная. Так и появилось желание сделать необычную работу — лист на листе бумаги. Создать парадный портрет древесного листа. Попытаться понять его психологию, рассказать о его настроениях и страхах, биографических перипетиях. Это оказалось так увлекательно, что я поняла: одним портретом, даже самым что ни на есть парадным, не обойтись. Начала складываться серия, которая все разрасталась и разрасталась. Когда число листьев на листах перевалило за сотню, оказалось, что получается целый листопад. Так и родилась идея этой выставки.
Светлана Долганова, 1 октября 2011
Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.