управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

СМИ о нас

Светлана Суздальцева: «Творческий педагог – всегда пример для подражания»

23 марта в Екатеринбурге прошла XII Открытая научно-практическая конференция «Детская школа искусств: ТОП-формат. Новые коммуникации». Она стала открытой площадкой для диалога участников и экспертов из институтов власти, бизнеса и профессионального сообщества системы художественного образования по вопросам сохранения и развития детских школ искусств. Мы поговорили с экспертом панельной дискуссии «Притяжение/Родители» Светланой Суздальцевой об опыте создания частной школы, поиске новых коммуникаций с родителями и особенностях работы художника-педагога.

Суздальцева Светлана Николаевна – кандидат философских наук, член Творческого союза художников России, член правления Международного союза педагогов-художников, руководитель Автономной некоммерческой организации дополнительного образования, социального и культурного развития «Арт-школа «Рисуем», г. Покров, Владимирская область.

– На конференции вы участвовали в дискуссионной сессии, посвященной родителям. Расскажите, как ваша частная школа выстраивает отношения с ними?

– Арт-школа «Рисуем» открыта в 2017 году. Основанием для открытия стал мой опыт работы в ДШИ (16 лет), в вузе (более 10 лет) и защита кандидатской диссертации. С открытием школы реализовалась моя мечта – создание в городе нового образовательно-выставочного пространства. В школе реализуются две стратегии – это платные образовательные услуги и некоммерческая часть, которая состоит из выставочной и культурно-просветительской деятельности, конкурсного и олимпиадного движения, сотрудничества с различными институциями.

Мы всегда внимательно относимся к потребностям родителей и работаем с ними по нескольким направлениям. Одно из них – это повышение уровня осведомленности о благотворном влиянии занятий изобразительным искусством на личность ребенка. Для этого мы проводим для родителей регулярные экскурсии в выставочном зале школы, а в нашем фойе для них всегда открыта мини-библиотека по искусству. В результате многие родители вовлечены в образовательный процесс – они посещают занятия для взрослых («Творческую мастерскую») и даже ездят с нами на летние пленэры. В прошлом году мы сделали большую выставку «Рисуем вместе», где были представлены работы родителей и детей, и она была очень позитивно принята в городе.

– Темой нынешней научно-практической конференции стали новые коммуникации. Как вам кажется, чем обусловлен сейчас активный поиск новых коммуникаций в художественном образовании? Не противоречит ли он богатой традиции отечественного образования?

– Одним из ведущих направлений развития всей системы образования в России является ориентированность на будущую успешность ребенка. Об этом идет речь в реализуемых в настоящее время национальных проектах «Успех для каждого ребенка» и «Билет в будущее».

В «Атласе новых профессий» подробно представлены описания профессий, которые должны появиться в ближайшие 10 лет, и навыки художественного творчества являются в них обязательной составляющей, то есть компетенцией профессионального стандарта, они входят в так называемые «гибкие навыки».

О чем это говорит? О том, что поиск новых коммуникаций – это требование времени. Художественное образование должно быть гибким, меняющимся в сторону актуальных интересов детей и родителей.

Форма взаимодействия «как учить» должна меняться, сохраняя содержание «чему учить». Здесь на помощь приходят интерактивность и новые технологии. Однако работа с преподавателем в классе, практическое изучение натуры является необходимым условием формирования художественного мышления и изобразительных навыков, и эти традиции мы должны сохранять.

– Вы художник-педагог. Как вам это помогает в работе с детьми и родителями?

– Пленэрная и выставочная деятельность является для меня не только творческой мастерской и возможностью реализовывать себя как художника. Она развивает новые формы работы с детьми и родителями.

Так, в международном образовательном проекте «Творческая школа «АртПоколение: Россия – Германия» (организаторами которого выступили Детская художественная школа № 1 имени П.П. Чистякова из Екатеринбурга и Центр для детей и родителей «Колибри» из Дрездена) делегацию арт-школы «Рисуем» представляли не только дети, но и родители. Они участвовали в творческом процессе и выступали натурщиками для конкурса «Зарисовка модели в народном костюме». Подобные проекты формируют такую творческую среду, в которой создаются условия для личностного самоопределения и самореализации одаренных детей, объединенных вместе одной творческой идеей.

Я также не один год являюсь руководителем проекта «Творческий отпуск для педагогов-художников», который организует Международный союз педагогов-художников. Курирование выставочных проектов помогает мне организовывать не только мероприятия для учащихся арт-школы «Рисуем», но и привлекать другие образовательные организации города Покров. В результате многочисленных пленэров в родном регионе был создан образовательно-художественный проект «Земля Покровская», который стал победителем конкурса Президентских грантов в этом году.

– Каков, по-вашему, идеальный портрет современного педагога школы искусств? Какими качествами он должен обладать?

– Он обязательно должен заниматься творчеством и найти свой путь в искусстве. Творческий педагог – всегда пример для подражания. Ученики будут чувствовать рядом интересного наставника, а не методиста, апеллирующего только теоретическими выкладками. Преподаватели-художники детских школ искусств – это бесценные кадры для образовательного учреждения и лучшие педагоги для учащихся. Язык искусства оживает только в практическом диалоге, поэтому их методы, основанные на собственном творческом опыте, очень ценны.

Педагог-художник – не новое явление в нашей отечественной педагогике, но это трудный и сложный путь. Это всегда балансирование между самоотдачей педагога и творческими поисками художника и воспитание внутренней дисциплины, без которой невозможен переход от собственной художественной деятельности к художественной педагогике.

– В рамках конференции «Детская школа искусств: ТОП-формат» прошла презентация проекта «Академическая школа», организованного Екатеринбургской детской художественной школой № 1 имени П.П. Чистякова. Проект как раз представляет выставку екатеринбургских художников-педагогов и призван популяризировать традиции реалистической академической школы изобразительного искусства. Что вы думаете об этом проекте?

– Школа Чистякова – это мой ориентир по учебной и методической работе с одаренными детьми и выстраивании диалога с образовательными учреждениями внутри страны и за ее пределами. Нас связывает многолетняя дружба и профессиональное общение в различных форматах. Это и организованные вашей школой пленэры для педагогов-художников, и различные выездные творческие смены для учеников, и участие в художественных конкурсах.

Проект «Академическая школа» очень показательный и важный. Сегодня понятие «академическая школа» воспринимается многими как пережиток в системе образования. Иногда слышны мнения, что академический подход к обучению не вписывается в топ современных профессий, в нем нет места креативности. Однако выставочный проект «Академическая школа» наглядно демонстрирует огромный творческий потенциал художников Екатеринбурга, их яркую авторскую индивидуальность. Они не только художники, но и хранители, продолжатели традиций отечественной трёхуровневой системы образования (детская художественная школа – художественное училище – творческий вуз), которая дает возможность всецело освоить художественную грамоту и получить качественную профессию. Залог успеха проекта – в трансляции реального опыта преподавателей ученикам.

Культура Екатеринбурга - афиша, новости, репортажи

26.03.2021 , просмотров: 52

⟰ наверх страницы