- Главная
- История
- Гордость школы
- Метелев Герман Селиверстович
Метелев Герман Селиверстович
21.02.1937 - 12.05.2006
Живописец, график, монументалист, художник театра и кино.
Родился в 1937 г. в Свердловске, умер в 2006 г. в Екатеринбурге.
Учился в ДХШ в 1949 – 1952 гг. у Хожателева П.П., Бочкарева С.Д., Колодина И.Т., Мелентьева О.Г.,
в СХУ в 1952–1957 гг,
в Ленинградском институте имени И.Е.Репина 1957–1963 гг.
Закончил творческую мастерскую В.М.Орешникова в 1963–1965 гг.
Участник городских, областных, региональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок с 1964 г.,
член СХ с 1967 г.
Преподавал в СХУ 1977-1982, в УГАХА.
Заслуженный художник России с 2003 г., лауреат премии имени Г.С.Мосина, Губернаторской премии, премии отдела культуры Екатеринбургской епархии.
«Герман Метелев. Екатеринбуржец. Выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств. Живописец. График. Монументалист. Скульптор. Ювелир. Философ. Мастер слова. Мастеровой. Интерактивист. Отшельник. Интеллектуал. Эстет. Гений… Гением его считают многие. И это не случайно»
Из статьи А.В.Степанова.
Памяти художника Германа Метелева
Весной 2006 г. ушел из жизни один из самых значительных и глубоких художников Екатеринбурга Герман Селиверстович Метелев (1938—2006). Метелев родился в Свердловске в семье служащих. Отец сгинул в роковые 30-е. Однако клеймо сына врага народа не отпечаталось на мальчике. Быть может, потому, что мать довольно быстро вышла замуж. Детство Германа Селиверстовича пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы. В нем рано пробудилась тяга к искусству — музыке и рисованию. Он увлеченно играл на домре и балалайке во Дворце пионеров. Но интерес к изобразительному искусству оказался сильнее, и в 1952 Герман Метелев начал постигать азы профессионального мастерства в Свердловском художественном училище, по окончании которого в 1957 г. он отправился в Ленинград, чтобы поступить на живописное отделение Института им.Репина. К alma mater Метелев через всю жизнь пронес уважительное и даже трепетное отношение, как и к профессорам, у которых учился. Особое же почтение он испытывал к профессору В.М.Орешникову — наследнику традиций петербургской живописной школы. В его мастерской молодой художник проработал еще два года после окончания института. В 1966 г. Метелев был принял в Союз художников — факт, свидетельствующий о признании его таланта и мастерства.
Конец шестидесятых (время возвращения Метелева в родной город) — период укрепления и расцвета свердловской художественной школы, бесспорными духовными лидерами которой были Г.С.Мосин, М.Ш.Брусиловский, В.М.Волович, сразу заметившие и принявшие его в свой круг. Можно говорить о существовании в городе в ту пору единой интеллектуально-творческой среды, включавшей художников, писателей, артистов, музыкантов. В нее органично вошел и приехавший из северной столицы Г.С.Метелев.
По времени вступления в искусство и по духу Г.С.Метелев был «семидесятником». Он чувствовал себя частью этого времени. В работах мастера в полной мере нашли воплощение такие черты искусства поколения, как метафоричность языка, мифологизация сюжетного действия, иносказательность, обращение к общечеловеческим темам и ценностям. В каждой работе присутствует его — метелевское — понимание мира, человека, а еще воплощение того, чем жила интеллектуальная элита страны в это время. Кстати, как и многие творческие люди, художник был в пассивной оппозиции к власти. В искусстве Г.С.Метелев стремился к некой универсальности. Ему доставляло удовольствие ощущение, что он может все. Поэтому творческий диапазон художника был необычайно широк: от создания ювелирных украшений до выполнения огромных настенных композиций и оформления спектаклей. Он получал наслаждение и от самого процесса преодоления материала, и от возможности воплощения в нем своих мыслей, ощущений, будь то смальта или металл. Однако главными для художника всегда оставались живопись и графика. Историческая картина, библейский сюжет, натюрморт, портрет, пейзаж, книжная иллюстрация, экслибрис… кажется, его талант нашел воплощение во всех жанрах изобразительного искусства.
Несмотря на универсальность дарования и творческих интересов, в первую очередь Г.С.Метелев был мастером сюжетной картины. Главными, проходящими через всю жизнь художника темами стали библейский сюжет (история Христа) и языческая культура, воплощением которой стал образ кентавра. Эти две линии развивались в творчестве мастера параллельно. Для него язычество было формой религии, оживляющей, одушевляющей все сущее, необыкновенно сильной, сумевшей выжить в многовековой борьбе. Ведь на Руси языческие традиции прорастали сквозь христианство. Обращаясь к евангельским сценам («Понтий Пилат», 1992; «Омовение ног», 1992; «Голгофа», 1997), Герман Селиверстович писал историю человека. А вот образ кентавра стал выражением внутренней сущности самого художника. Не случайно многие кентавры Германа Метелева автопортретны («Прогулка с друзьями», 1997; «Автопортрет», 1999). Метелевский кентавр имеет мало общего с греческим первоисточником. Скорее, это славянский китоврас, пришедший в отечественный фольклор из апокрифов. Под влиянием «деревенской прозы» классический образ погружается в типичную деревенскую обстановку, становясь более русским, житейским, будничным.
Г.С.Метелев много работал в области монументального искусства. Заказ на выполнение огромных фресковых или живописных композиций гарантировал безбедное существование в течение года, а значит, предоставлял материальную возможность для создания творческих работ. Однако для Метелева не было «низких» жанров и видов искусства: к любому делу он подходил творчески. Яркий пример тому — мозаика в столовой Дома печати, выполненная в 1983 г. В выборе сюжета художник был ограничен и, кажется, весь свой талант вложил в создание самой мозаичной поверхности, которая и сегодня поражает своей красотой и богатством фактуры. В том же (1983) году он создал композицию «Торжество разума» (вестибюль УрГУ).
В работах Метелева прослеживается присущая мастеру амплитуда внутренних колебаний. Это видно уже в автопортретах 1970-х гг., отразивших внутренние метания автора, разлад с самим собой («Автопортрет»,1973; «Между ангелом и бесом. Автопортрет»,1975). Переломная ситуация 1990-х гг. спровоцировала обострение глубокого внутреннего конфликта в художнике. Теперь в положении «между ангелом и бесом» ангел часто оказывался слабее… Может быть, оттого и поздние библейский картины Германа Метелева — темные.
Когда уходит большой художник, кажется, что вместе с ним уходит целая эпоха. Но остается его душа, живущая в произведениях — картинах, графических листах, кованых вещах. Герман Селиверстович Метелев сыграл знаковую роль в развитии екатеринбургской художественной школы второй половины XX в., но полноценной монографии о мастере нет до сих пор. Однако творчество художника неоднократно исследовалось преподавателями кафедры истории искусств УрГУ, к нему обращались и, наверняка, еще будут обращаться студенты-искусствоведы в своих дипломных сочинениях. Ведь произведения Метелева — благодатный материал для исследования.
В.В.Говорковская (Выдержки из статьи о Метелеве)
Статья Тамары Галеевой "Герман Метелев: путь в неведомое"