- Главная
- История
- Гордость школы
- Хожателев Павел Петрович
Хожателев Павел Петрович
История жизни
(1895 - 1987)
Имя Павла Петровича Хожателева высокочтимо художниками Урала старшего поколения. Этому человеку судьбой было назначено прожить долгую жизнь: 92 года, стать свидетелем и участником высоких и трагических событий XX века.
Павел Хожателев родился в 1895 году. Еще до революции начал учиться в Казанской художественной школе, находящейся в ведении Императорской Академии художеств. В плеяде известных художников-преподавателей школы был Николай Иванович Фешин-«один из самых крупных живописцев современности» (так отозвался о своем ученике И.Е.Репин). Попасть в ученики к Фешину значило приобрести не только фундаментальные знания, но и сохранить самостоятельное творческое лицо. Павел Хожателев учился у него рисунку. По окончании школы он был удостоен звания техника по архитектуре, рисованию и черчению в средних учебных заведениях с правом поступления в Высшее Художественное училище при Академии художеств. Конечно, П.Хожателев воспользовался этим правом и стал студентом Императорской Академии художеств, но закончил в ней только первый курс.
Тогда уже был 1918 год. Вихри революции ворвались в мастерские и аудитории далекого, казалось бы, от политики учебного заведения. Рухнула академическая система высшего художественного образования с ее традициями и культурой. Вслед за Владимиром Маяковским, призывавшим: «Довольно грошовых истин, из сердца старое вытри!», в искусстве стали провозглашаться новые ценности. «Срисовывать деревья, солнце и горы - к чему? Фабрики, заводы, мастерские ждут, чтобы к ним пришли художники и дали им образцы новых невиданных вещей».
Экспериментаторство, яростное и порой бездумное, подвергло сомнению музейно-выставочное бытование искусства. Академия художеств перестала быть полезной для молодого художника, и он ее покинул. Эта драматическая коллизия послужила прологом всей жизни Павла Хожателева и стала испытанием на верность себе, своему взгляду на мир и своим художественным приоритетам. «Новые вещи» и саму природу (деревья, солнце и горы) нельзя противопоставлять. Эти понятия не могут быть антагонистическими - все вместе в творчестве представляет художественную ценность и обогащает культуру современности», - так думал бывший студент Академии художеств.
Двадцатые годы характерны небывалым размахом свободы, наличием множества художественных течений, спорами и дискуссиями в поисках новой эстетики. В это время П.Хожателев преподает в различных учебных заведениях Свердловска черчение и рисование, становится доцентом начертательной геометрии в высшем учебном заведении. Одновременно он занимается художественной фотографией. Ему удается сделать портреты А.Луначарского, Н.Подвойского; в 1928 году он фотографирует В.Маяковского, с которым познакомился еще в Казани в 1914 году.
В тридцатые годы арена творческих баталий заметно опустела. Потребовалось соответствующее новым реалиям средство художественно-образного осмысления действительности, которым был провозглашен социалистический реализм. Появилось тяготение к праздничности образов и тем, началось прославление вождей и тех мифологизированных событий, в которых они участвовали.
В 1937 году Павел Хожателев был назначен директором Свердловского художественного училища. В то время было небезопасным руководить учебным заведением, в котором должна быть образцово поставлена идейно-пропагандистская и воспитательная работа. Ошибки в этом деле были чреваты тяжелыми последствиями.
Несомненно, что представители власти основательно обдумали назначение Хожателева на должность директора, но все-таки это назначение представляется парадоксальным по двум причинам: во-первых, Хожателев никогда не был членом партии, а во-вторых, не имел высшего образования. Впрочем, формально директором он никогда и не был, а все годы руководства училищем лишь исполнял обязанности директора.
Парадоксальным было и помещение, в котором тогда находилось училище. Зал в здании Свердловской филармонии, который считался малым, для училища стал основным. Холщовыми драпировками и шкафами его разгородили на несколько классов, в которых проходили все уроки, начиная с обнаженной натуры и кончая химией. Учеба велась в две смены.
В конце 30-х годов Свердловское Художественное училище обрело высокий профессиональный уровень и продуктивность. Старейший уральский художник Н.Сазонов в книге воспоминаний о П.П.Хожателеве пишет: «За годы своей плодотворной работы он выправил все старые ошибки прежних директоров. Благодаря ему был сформирован превосходный коллектив преподавателей, единомышленников, наделенных и опытом и талантом. Он не боялся пригласить лучших специалистов, в чем-либо превосходящих его самого. Вдохновенный труд всех сотрудников училища обеспечил репутацию его, как одного из самых сильных учебных заведений страны».
В 1940 году, по решению правительства, в центре города началось строительство здания художественного училища с общежитием и выставочным залом. Но война распорядилась по-своему, и готовое к эксплуатации здание занял эвакуированный военный завод. А в 1941 году и само училище было закрыто. В штате остались только директор, бухгалтер и завхоз. В это время Павел Петрович пошел в госпиталь учить раненых черчению, рисованию, шрифтам и фотографии. Работал безвозмездно, не считаясь со временем. Возвращая веру в жизнь молодым людям, внезапно ставшим инвалидами, он совершил подвиг, который был оценен Главным политуправлением армии и отмечен приказом о широком распространении его опыта. Вероятно, поэтому уже в 1942 году училище вновь вошло в Строй.
После Победы Павел Петрович принимал всех своих бывших студентов в любое время года. Многие на занятия приходили с орденами на груди и имели офицерское звание. «У нас на курсе 14-летние учились с теми, кому 29», - вспоминает 3.Ф.Недзельская, поступившая на 1 курс в 1945 году. Жажда творчества, энтузиазм и старание обеспечили высокий уровень подготовки. Именно ряд послевоенных выпусков значительно расширил известность училища, поднял его авторитет и в конечном итоге укрепил Свердловское отделение Союза художников РСФСР. Наиболее талантливые и подготовленные ученики поступали в художественные вузы Москвы и Ленинграда и с высшим образованием возвращались в родной город.
Умение видеть далекую перспективу было отличительной чертой руководящей деятельности П.П.Хожателева. У него был редкий дар сглаживать противоречия, он был внимателен к сотрудникам и в то же время умел поддерживать жесткую дисциплину. Вот некоторые фрагменты из воспоминаний его учеников и сотрудников:
«Трудно встретить человека с таким сдержанным, спокойным характером и трудно представить себе, чего это ему стоило, ведь он выдержал самые тяжелые годы для страны и училища. Он был патриотом какого-то особого качества, его увлекала идея создать в жизни нечто новое, что может улучшить жизнь всех. Глубина человеческого понимания и отношения к каждому пронизывали всю его деятельность».
«Он был рафинированным интеллигентом, артистом своего рода, но и простолюдином одновременно. Часто использовал изречения чисто деревенские. Любил подбросить шутку для разрядки даже на уроке. [... ] Преподавал черчение и перспективу настолько просто и хорошо, что его уроки в памяти оставались навсегда. Рисунки из молодых лет у тех, кто их видел, вызывали зависть. Всем своим ученикам рассказывал о Фешине и о той обстановке, которая была тогда в Казанском училище. Он очень любил книги, был меломаном, находился в центре культурной жизни города. Любил оперу, хорошо ее знал, знал всех артистов театров города, мог судить об их творчестве. Часто рассказывал о своих музыкальных увлечениях.
«Человек он был деликатный и очень осторожный, никогда не был в застольных компаниях, избегал «сабантуйчиков». Не курил, в трамвае обычно стоял, часто ходил пешком. Говорил чаще не о себе, а о своих коллегах. Никогда ни о ком не говорил плохо, очень уважал своих близких соратников. Была аура, которую создавал сам Павел Петрович, поэтому и в суровые годы люди рядом с ним работали с энтузиазмом и подъемом».
Последняя глава жизни Павла Петровича связана с его пенсионным возрастом, который оказался не менее продуктивным, чем зрелые годы. Мудрость и жизненный опыт явились факторами, определившими вектор его последующей деятельность и ее темп.
Современному обществу остро не хватает художников, не только в сфере производства художественных ценностей, но и в сфере их оценки и потребления-такое убеждение для П.П.Хожателева оказалось пожизненным.
В 1959 году Свердловский облисполком издал решение, в котором сообщалось о решении «в целях полного удовлетворения запросов трудящихся в области музыкального и художественного образования... на основе полной самоокупаемости открыть в Свердловске две вечерние художественные школы с контингентом учащихся по 50 человек». Однако открыта была только одна - та, которую и возглавил Павел Петрович Хожателев и которая была названа его именем.
В.И.Вяткин, "Школа Хожателева". Каталог юбилейных выставок, посвященных 110-летию со дня рождения П.П.Хожателева. 2006. Екатеринбург