управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Мои встречи с домом Сяно

1973 год. Свердловск. Мне 14 лет. Я учусь в средней школе № 36. Стала сильно интересовать живопись. Любимые художники в то время: Альбрехт Дюрер, чей исполненный благородства и чувства собственного достоинства златокудрый образ покоряет мастерством и глубиной, и знаменитый русский пейзажист Архип Иванович Куинджи. Будучи семиклассником, открыл для себя искусство замечательного художника Геннадия Сидоровича Мосина, чьи работы «Волжанка», «Весна», «Портрет Чугунова», произвели настоящий переворот в моих представлениях о живописи.А тут еще узнаю от одноклассника Саши Коротича, что он записался в вечернюю художественную школу. «Там все красками заляпано и пахнет! Романтика!» - как сейчас помню, сказал он. На его эмоциональное предложение в нашем классе откликнулись двое: Олег Кабаков и я. Поступили и мы в эту школу. Так я впервые оказался в доме Сяно. Хорошо помню одноклассников: Виталия Кащеева, Павла Барышева, Созыкина, Колю Жаворонкова, Сергея Уткина, Груздеву. Занятия по рисунку, живописи и композиции вел Купцов, лепку преподавал молодой, угрюмого вида, стриженный наголо, небритый, весь в порезах, человек, имени которого сейчас не помню. Историю искусства вела Людмила Николаевна Чеснокова, которая тогда училась в УрГУ. Она была очень романтично настроена, часто шутила, однако знание предмета требовала строго. Сведения об ордерной системе, полученные от нее, остались в моей памяти прочно и доныне. «Эхин, абака, карниз, триглифо-метопный фриз» - выразительно произносила она. Однажды на занятие по живописи к нам в класс пришел Григорий Нечеухин. Вероятно, он заменял заболевшего Купцова. Подошел к моей работе, а это был натюрморт, скептически взглянул на то, как я чирикаю тонкой кисточкой и сказал: «Акварелью надо по-другому. Дай кисть побольше и потолще». Намешал много воды с краской и раскрыл весь этюд буквально за минуту-полторы. Я поначалу опешил, испугался, что мой натюрморт будет безнадежно испорчен, но увидел как он преобразился, стал цельным, сочным. Это был настоящий урок живописи. Однако проучился я в школе недолго. Мою работу по композиции кто-то украл и на просмотре мне влепили двойку. Я обиделся и ушел.

Следующая встреча с домом Сяно произошла в 1982 году. Заглядывал туда к своему приятелю Александру Мицнику, который поступил в Свердловское художественное учлище имени Шадра. А занятия по живописи проходили у них в той самой мастерской, где в 1973 году учился я.

Третья встреча с этим замечательным домом произошла уже в девяностые годы. В 1996 году я пришел в школу № 1 преподавать рисунок в архитектурном классе. Инициатором моего «прихода» в школу был Иван Мосин, мой лучший друг, который безвременно и трагически ушел из жизни в 2007 году. Иван – удивительный человек. Бог одарил его многими талантами: друга, художника, педагога. Он отличался энциклопедической образованностью, жизнелюбием, иронией. Будучи человеком деятельным, инициативным, многого достиг и успел в жизни. Это почти три сотни иллюстрированных им книг, три десятка написанных, замечательная книжная и станковая графика,  активная издательская деятельность. Были у нас с ним и совместные живописные проекты, осуществленные (TRIUMVIRATUS   RIPHAEUS)  и планируемые.

Я проработал три года. Дружеские контакты со школой и педагогами поддерживаю и сейчас. Могу с уверенностью сказать, что дом доктора Сяно – часть и моей жизни. Я счастлив, что он стоит, хотя окружение его изменилось за последние годы кардинально. От старого Екатеринбурга не осталось практически ничего. Дом Сяно – немой свидетель смены веков и поколений. Форпост искусства. Надеюсь, будет таковым и далее.

Лопато Алексей Борисович выпускник 1974 года. Член Союза Художников России

Дом доктора Сяно. - Екатеринубрг: Банк культурной информации /
Алексей Лопато // Мои встречи с домом Сяно - 2011. С. 136

Просмотров: 736