Программа ранней профессиональной ориентации
Рисунок, живопись, композиция, цветоведение и… креативное общение. C 2007-2008 учебного года на базе Детской художественной школы №1 Екатеринбурга реализуется комплексная программа ранней профессиональной ориентации. Ребята, окончившие художественную школу и не желающие прощаться с изобразительным творчеством, теперь могут остаться в школе еще на год. Выпускники, прошедшие базовый курс, приступают к освоению нового материала. Кроме привычных дисциплин, будущие художники, архитекторы и дизайнеры учатся писать маслом, рисовать вслепую и посещают уроки креативного общения.
- Обычно дети, которые занимаются в художественных школах, заканчивают их раньше, чем общеобразовательную школу. Примерно в классе 9-ом или 10-ом, - говорит директор ДХШ № 1 Елена Рогозина. – Между выпуском из художественной школы и поступлением в училище или вуз у детей остается окошко. Что наши ребята делают в это время? Рисуют ли самостоятельно? А, быть может, им нужна наша помощь и поддержка в организации своего времени, в выборе будущей профессии.
В прошлом году нашелся способ разрешить сложившуюся ситуацию. Так была разработана эксклюзивная программа ранней профессиональной ориентации. Она предлагает подросткам еще год дополнительных занятий после прохождения базового четырехлетнего курса «художки».
- В рамках новой программы мы можем дать детям то, чему не успеваем научить в основном курсе, - добавляет Елена Владимировна. – К примеру, мы водим их в разные училища и вузы, рассказываем про обучение там, устраиваем встречи с преподавателями этих учебных заведений. Обязательная и привычная форма аттестации наших пятиклашек – это четвертные просмотры их работ. В мае лучшие работы пятого класса предстанут на отчетной выставке в ЦК «Урал» на ежегодном Форуме юных дарований Екатеринбурга.
…На региональной выставке «Образование от А до Я. Карьера», в которой школа мы участвуем два года подряд, Детскую художественную школу №1 представляли учащиеся класса ранней профессиональной ориентации. Облачившись в фирменные футболки, они устривают в КОСКе настоящую мастерскую: рисуют с натуры портреты всех желающих. Уже через несколько минут зрители выстаиваются в очередь к юным художникам.
По словам директора школы, каждый, кто занимается в пятом профориентационном классе, имеет именную пластиковую карточку. Весь учебный год по ней можно бесплатно посещать зоопарк, парк Маяковского, все муниципальные музеи города, театр юного зрителя и театр кукол. Еще одна «необычность» - в детской школе практикуют разные формы общения между учениками и учителями. К примеру, если по какой-то причине учащийся будет отсутствовать на занятии, он может позвонить своему педагогу и получить задание, либо проконсультироваться по начатому на прошлом уроке заданию. Кстати, преподаватели в школе, как один, любят свою работу и сами ведут активную творческую деятельность. Рисунок детям преподает Вера Данилова, преподаватель Высшей категории, живопись и колористику – заслуженный работник культуры, член Союза художников России Василий Анциферов, креативное общение – арт-психолог Татьяна Васильева, а композицию – член Союза архитекторов Ирина Кузнецова. Последняя, к слову, является доцентом Уральской архитектурно-художественной академии.
…На уроке живописи сегодня осваивают технику масляной живописи. Ребята впервые в жизни окунают кисти в масло, осторожно кладут мазки, пока еще неуверенно изображают на холсте кувшин и фрукты на фоне драпировок. Десятиклассница Ксения Зинкевич своим первым опытом «масляного» натюрморта довольна. Говорит, с маслом ей работать интереснее, чем с акварельными красками.
- Для меня это новое направление, пока неизведанное, - делится впечатлениями после урока Ксюша. – На уроках рисунка мы делаем много набросков, научились их рисовать почти не глядя на бумагу. С маслом сложнее, но интереснее. Изображение получается как бы глубже.
Один раз в месяц по воскресеньям Ксюша и ее одноклассники приходят на предмет под названием «креативное общение». Здесь психолог Татьяна Васильева помогает каждой личности раскрыться, понять, к чему у нее есть способности, какие уникальные личные качества необходимо развивать. На занятиях творческого общения будущие художники, а, быть может, архитекторы или дизайнеры, учатся выстраивать коммуникации со сверстниками и представителями «взрослого мира», а также выполняют творческие работы.
- В процессе таких занятий лично у меня меняется понимание себя, - говорит Ксения Зинкевич. – Пока я еще нахожусь на стадии самоопределения: не знаю, что выбрать – стану ли архитектором, либо предпочту изучать дизайн интерьера. Психолог проводит с нами тренинги, мы выполняем творческие задания. Необычный курс, но очень нужный, на мой взгляд.
Нынче в пятом классе обучается 13 человек. После окончания учебного года эти ребята получат сертификаты. В них будет сказано, что они готовы к получению профессионального образования
Евгения Зыкова "На смену"
Творческий процесс - фотоотчет
Просмотров: 2466