управление культуры администрации екатеринбурга
муниципальное бюджетное
учреждение культуры
дополнительного образования
Высшей категории, основана в 1946 году

Роль искусства в развитии детей

«Искусство создает хороших людей,
формирует человеческую душу»
П.И. Чайковский

Наряду с развивающими методиками, такими как методика Глена Домана, Марии Монтессори, воспитание по методу Макото Шичиды, использование элементов ТРИЗ-педагогики,  стало модным приобщение детей к истории искусства, изучению живописи, раннее знакомство с музыкой.  Востребованность и популярность таких методов у родителей объясняется тем, что современное общество предъявляет все больше требований к человеку, как к личности.   Быть образованным уже недостаточно. Важно уметь мыслить творчески и уметь решать нестандартные задачи легко и непринужденно. Быть разносторонней личностью, имеющей широкий кругозор и собственное мнение.

По мере взросления, ребенок все большее проявляет активность в процессе познания. Его мысли, чувства становятся более осознанными. Они оказывают влияние на формирование отношения подрастающего человека к окружающей действительности, событиям жизни. Происходит активное развитие процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Происходит интеллектуальный рост. Важной составляющей роста и развития является эффективная работа мозга, которая обеспечивается тесным взаимодействием правого и левого полушария.

Американский нейропсихолог Р. Сперри в своих работах отмечал, что каждое полушарие отвечает за особый специфический способ познания мира и в большинстве случаев действует как самостоятельный мозг. Таким образом, для эффективного  функционирования головного мозга, необходимо активное взаимодействие полушарий. Левое и правое полушарие должны быть хорошо развиты в одинаковой мере и работать слаженно.

Положительное влияние искусства на развитие детей
В процессе развития ребенка, как правило, родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счету, развитию логики, изучению языков, чтению. За все это отвечает левое полушарие.  Для развития правого полушария, следует заниматься музыкой, танцами, живописью и другими видами искусства.

Искусство как форма отражения и освоения действительности, форма чувственного познания,  как элемент культуры,  оказывает влияние на развитие личности, помогает проявляться и развиваться творческим способностям человека.

А именно:
    Происходит формирование личности
    Благоприятно влияет на интеллектуальный потенциал
    Способствует формированию социально-приемлемых нравственных ориентиров
    Помогает ребенку учиться мыслить творчески
    Занятия творчеством способствуют формированию положительной самооценки и уверенности в себе
    В процессе знакомства с искусством, ребенок учится наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать
    Учится переводить язык чувств и эмоций в словесную форму
    Развивается нестандартное мышление, память, речь, внимание
    Искусство, как элемент культуры помогает расширить кругозор и познакомиться с культурной средой всего мира
    Искусство — хороший помощник при решении эмоциональных или психологических проблем

Как сделать искусство частью жизни ребенка?
    - Пусть искусство будет доступно для ребенка. Слушайте музыку, танцуйте, рисуйте, пойте.
    - Занимайтесь творчеством вместе. Если вы не обладаете глубокими знаниями и не знаете, как увлечь ребенка, начните с того, что интересно вам и ребенок потянется вслед за вами.
    - Организуйте зону, где будут храниться необходимые материалы для творческой деятельности: мелки, краски, карандаши, кисти, альбомы, цветная бумага, клей, пластилин, масса для лепки.
    - Выделите полку для книг, связанных с искусством и повествующих о нем.
    - Читайте книги о художниках, музыкантах, архитекторах, скульпторах и предметах искусства.
    - Рассматривайте репродукции. Обсуждайте, задавайте вопросы, побуждайте ребенка думать и размышлять.
    - Посещайте музеи, театры, выставки, концерты. Обращайте внимание ребенка на уличное творчество.
    - Устройте дома мини-выставку детских работ. В качестве места для таких мини-выставок подойдут пробковая доска, магнитная доска, дверь, стена и даже холодильник. С течением времени меняйте рисунки, поделки.
    - Заведите специальную папку (подойдет папка с файлами на кольцах) или коробку для хранения произведений искусства вашего ребенка. Пусть ребенок видит и чувствует, что он является создателем и близкие люди это ценят. Это способствуют формированию уверенности в себе и положительной самооценки.
    - Сделайте традиционными домашние спектакли, мюзиклы, музыкальнее концерты.
    - Если вы заметили, что ребенок интересуется определенным видом искусства, запишите его в тематический кружок, где он сможет узнать больше и приобрести необходимые навыки.

Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.

Гармоничного развития Вам и Вашим детям!

Автор: Алла Нагинайло, психолог (публикация по материалам интернета)

Просмотров: 18152